Но для этого и трактор потребуется соответствующий. Способный тянуть за собой многокорпусный плуг или другой широкозахватный агрегат и не увязать во влажной земле. И что особенно важно, он должен самостоятельно поддерживать скорость движения по пахотному полю, оптимальную с точки зрения аграрной технологии. Заменить в такой машине тракториста управляющими механизмами будет относительно несложно. И именно такая машина на моих глазах раз за разом нарезала по полю круги, поднимая осеннюю зябь.
Когда водитель-испытатель Владимир Булка остановился, мы подошли, чтобы детальнее ознакомиться с новинкой. Внешне - обычный энергонасыщенный трактор МТЗ-3023 мощностью 300 лошадиных сил. Но традиционная гидромеханическая коробка перемены передач заменена тут генератором и мощным электромотором. Соответственно, и в кабине появились два дополнительных дисплея, на которые бортовой компьютер выводит данные о работе двигателя и трансмиссии. Владимир Булка не скрывает эмоций:
- Управлять таким гибридом просто и удобно. Чтобы тронуться, нужно с помощью клавиатуры запрограммировать скорость движения, джойстиком выбрать вперед или назад надо ехать и нажать педаль газа. Педалей, кстати, всего две, вторая - тормоз. За час можно вспахать 3,5-4 гектара. Работа - одно удовольствие. Представьте: на обычном тракторе 6 диапазонов и в каждом по 6 скоростей. Это сколько раз нужно выжать педаль сцепления, передвинуть рычаг управления КПП, чтобы поддерживать оптимальную скорость при движении по холмистому полю. А тут - всего две простейшие манипуляции.
Получив минимальные указания, попробовал и я управлять гибридным трактором. По ощущениям напоминает "Мерседес" с коробкой-автоматом: прекрасный обзор, система обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха, хорошая звукоизоляция...
Пока на МТЗ изготовлены всего три такие экспериментальные машины. Они - первые в своем роде не только на заводе, но и в мире. Хотя создать трактор с электромеханической трансмиссией пытались и другие именитые фирмы. Уж слишком заманчиво обеспечить энергонасыщенному трактору высокую плавность и оптимальную скорость хода. Традиционные механические и гидромеханические коробки перемены передач в полной мере нужного эффекта не дают. Но не так-то просто разработать и изготовить компактные электрические агрегаты, способные передавать большую мощность. В поисках решения задачи минские тракторостроители обратили внимание на карьерные самосвалы Белорусского автозавода, на которых дизельный двигатель работает в паре с электрогенератором и электрическими мотор-колесами. Кстати, на БелАЗе же минские тракторостроители познакомились с представителями российских предприятий, ставших надежными деловыми партнерами - московским ОАО "Русэлпром" и НИПТИЭМ из Владимира.
И вот несколько лет сотрудничества увенчались успехом. Созданная совместно электромеханическая трансмиссия стала на место традиционной. Так что коренных переделок трактора не потребовалось. Опытный экземпляр, предназначенный для ресурсных испытаний, уже отработал в поле около 900 часов. "За плечами"- примерно 2400 гектаров сельхозугодий, 700 из которых вспаханы. Заместитель генконструктора МТЗ Михаил Мелешко называет цифры экономического эффекта, который может дать новинка:
- Благодаря оптимальному выбору скорости производительность труда возрастает, в зависимости от вида работ, до 20 процентов. При этом примерно на столько же сокращается расход топлива. Поскольку в паре с электрической трансмиссией двигатель работает на постоянных оборотах в режиме, обеспечивающем наиболее полное сгорание топлива. Отсюда еще одно важное преимущество - значительное сокращение вредных выбросов в воздух. Кроме того, намного возрастает ресурс двигателя.
Эта разработка оказалась революционной. Западные специалисты считали ее нереализуемой на машинах такого класса. И когда они увидели белорусско-российский дизель-электрический трактор в деле, то буквально застыли в изумлении. На международной выставке аграрной техники в Ганновере машина завоевала "серебро". На днях завершаются заводские испытания. К концу года планируют выйти на приемочные. С тем, чтобы как можно скорее начать производство коммерческих машин. Российские партнеры, исходя из этого, уже разработали проект расширения мощностей для выпуска соответствующего электросилового и электронного оборудования.
Ну а как же беспилотный трактор? Генеральный конструктор МТЗ Иван Усс считает это вполне возможным:
- То, что идея достаточно реальная, говорит опыт коллег с БелАЗа, уже создавших радиоуправляемый карьерный самосвал. Но ведем работу и по другим направлениям. Попробуем применить новую схему на машинах разных классов. Возможно, заменим механический редуктор электрическими мотор-колесами, чтобы повысить общий КПД. Вариантов много. Выбрать из них наиболее оптимальный поможет сотрудничество с российскими партнерами...
Минский тракторный завод - один из крупнейших в мире, в этом году выпустит свыше 50 тысяч машин примерно 200 моделей и модификаций мощностью от 9 до 300 лошадиных сил. Имеет ряд сборочных производств в странах СНГ, в том числе мощное совместное предприятие в городе Елабуга (Татарстан) по сборке тракторов, наиболее востребованных российским рынком.