Вчера на заседании правительства были рассмотрены предложения министерства финансов по повышению обеспеченности местных бюджетов. "Проблема отсутствия ресурсов, по сути, иногда хронического безденежья местного самоуправления может быть решена только при наличии двух возможностей, - заявил глава кабинета министров. - Во-первых, нужно наращивать доходы, расширяя перечень источников, и во-вторых, выравнивать ситуацию из других бюджетов, повышая соответствующие дотации". Сами же муниципалитеты должны иметь стимулы для самостоятельного наполнения бюджета.
Движение в этом направлении идет не такими темпами, которые хотелось бы видеть премьеру. Год назад, напомнил Медведев, им ставилась задача найти для муниципалитетов один триллион рублей. Министерство финансов после согласований с другими ведомствами и самими субъектами смогло набрать в год для муниципалитетов только 67 миллиардов рублей. "К сожалению, у нас есть текущая экономическая ситуация, которая не позволяет нам многие задачи решать так, как нам хотелось бы", - признал премьер.
В минфине, ссылаясь на опыт других стран, подчеркивают, что ситуация, когда половина обязательств муниципалитетов оплачивается бюджетами более высокого уровня, абсолютно нормальная. Но это не повод для того, чтобы не наполнять местные бюджеты своими доходами или снижать расходы муниципалитетов.
С 1 января, как известно, вводится патентная система налогообложения. Часть доходов от налогов пойдет муниципалитетам. По расчетам главы минфина Антона Силуанова, система приведет к увеличению количества налогоплательщиков, работающих по патентам, а в течение ближайших двух лет дополнительные доходы местных бюджетов составят более 1 миллиарда рублей.
Министр регионального развития Игорь Слюняев, правда, сразу же обратил внимание, что в ряде регионов образующие бюджет отрасли подпадают под патенты, что приведет к выпадающим доходам самого субъекта. Он предложил регионам дать право самостоятельно определять сферы деятельности, которые могут подпадать под патенты. Дмитрию Медведеву это показалось не лишенным смысла.
Еще 1,3 миллиарда рублей местные бюджеты получат от единого сельскохозяйственного налога, который с 1 января в полном объеме будет поступать на места. Оптимизация льгот и изъятий, в том числе по земельному налогу, дадут еще не менее 3 миллиардов рублей.
Минфин также предлагает внести в бюджетный кодекс норму, обязывающую отчислять на места определенную часть доходов от акцизов на нефтепродукты. Уровень поступлений будет зависеть от протяженности автомобильных дорог, находящихся в ведении того или иного муниципалитета. Средства при этом должны будут направляться в муниципальные дорожные фонды, которые станут обязательными с 1 января 2014 года.
В общей сложности с 2014 года, заявил Силуанов, только от налоговых и неналоговых доходов прирост местных бюджетов может составить 6-7 процентов. Приглашенные на заседание губернаторы с арифметикой министерства согласились и предложения поддержали, попутно озвучив еще ряд инициатив.
Идея подвести под налогообложение земельные участки под многоквартирными домами не понравилась вице-премьеру Аркадию Дворковичу. "Налог на недвижимость уже включает в себя эту плату", - подчеркнул он.
Осторожно вице-премьер отнесся и к идее передавать часть поступлений от акцизов на алкоголь на местный уровень. "Теоретически акциз на алкоголь передать можно, но если сможем исключить сложившуюся во многих регионах практику, по сути, возврата производителям алкогольной продукции денег теми или иными способами из бюджетов субъектов", - объяснил Дворкович свои опасения. Дмитрий Медведев в свою очередь заметил, что пока это только соображение и оно будет проанализировано.
- Это начало работы, но не ее завершение, - заявил глава правительства, предложив принять набор мер, озвученных минфином, и подумать в будущем о других.
А вот проект государственной программы "Развитие науки и технологий" на срок до 2020 года, представленный министерством образования и науки, кабинет министров отправил на доработку. Основной спор возник вокруг финансовых запросов министерства от федерального бюджета.
Сначала вопросы возникли у министра финансов. "По сути дела, в программе существует два варианта ресурсного обеспечения, - заметил Силуанов. - Первый - бюджетный, а второй - так называемые дополнительные средства. При этом размер дополнительных средств примерно соответствует объему ресурсов, которые выделяются за счет бюджета". Ряд программ, согласился он, заканчивается в 2014-2015 годах, но это не повод, чтобы надеяться на двукратное увеличение бюджетного финансирования по сравнению с действующими параметрами. К тому же если решать все задачи за счет госбюджета, то к 2015 году соотношение федеральных средств в науке и частных так и останется 30 на 70. Планировалось, напомнил Силуанов, что все поменяется с точностью до наоборот.
За предложения минобрнауки вступился президент Российской академии наук Юрий Осипов: "Если мы хотим сделать рывок, государство обязано поддержать науку". Правительство, может быть, было бы и не против, но возможности такой не имеет. Но и снижать расходы на науку тоже не намерено.
"Я не могу согласиться с министерством финансов в том, что мы на науку можем тратить меньше, чем сейчас", - заявил Аркадий Дворкович, сославшись на такой подход, прописанный в бюджетных проектировках.
- Нельзя допустить падения расходов. Рост может быть скромным, или его даже вообще может не быть, но падение - это совсем тяжелый сценарий, и он не стыкуется с основными сценариями развития нашей экономики, - рассудил Дмитрий Медведев оппонентов.
Если же министерство финансов всерьез рассчитывало на 70 процентов частных средств в науке, то другие члены кабинета министров не столь оптимистичны. "Есть определенное недоверие к цифрам с 2017 по 2020 год, когда предусматривается очень резкий рост расходов частного сектора на науку, - снова выразил свои сомнения Дворкович. - В то, что он будет таким резким, поверить очень сложно. Конечно, он будет, но более умеренным, чем предполагается".
- Я не специалист по развитию науки и по оптимальному соотношению между государственным финансированием и частным финансированием, но если говорить по-честному, пропорция 30 на 70, где 70 - это частные инвестиции, мне представляется абсолютно нереалистичной, - поддержал заместителя Медведев.
Вчера же на специальном совещании в правительстве обсуждался вопрос изменений в системе финансирования капитального ремонта жилых домов. С 1 июля 2014 года во всех платежках за жилищно-коммунальные услуги будет присутствовать строчка, по которой средства станут направлять на капитальный ремонт жилья. До конца года Госдума примет соответствующие нормы, а в 2013 году регионы займутся разъяснительной работой. "По расчетам экспертов, плата за один квадратный метр в месяц может составлять от 1 до 12 рублей", - заявил после совещания глава фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Воробьев.
Дмитрий Медведев также назначил Дениса Молчанова заместителем руководителя аппарата правительства. Ранее Молчанов возглавлял в аппарате департамент культуры и образования.
Между тем
Фракция "Единая Россия" в Госдуме ко второму чтению законопроекта, ужесточающего наказание для пьяных водителей, готовит предложения, исключающие ошибки при медицинском освидетельствовании. По словам Андрея Воробьева, человек из-за каких-то физиологических особенностей или принятых лекарств не должен быть наказан. "Должна быть справедливая процедура, которая бы эту ошибку не позволяла допустить и исключала на процессе освидетельствования", - заявил глава фракции "единороссов".