Сейчас таковыми считаются все мигранты, которых приглашают в Россию на зарплату не ниже двух миллионов рублей в год. Исключение делается для преподавателей и деятелей науки - их зарплата не должна быть меньше миллиона, и для работников инновационного центра Сколково, для которых вообще не предусмотрено ограничений по зарплате.
Однако в АСИ считают, что этого мало и должен появиться второй, не менее важный критерий - принадлежность к приоритетной профессии. В каждом регионе он может быть свой, и определять его должны местные власти.
Такая идея прозвучала на "круглом столе", где была представлена "дорожная карта" АСИ "Национальная система компетенций и квалификаций". Состоялся он в рамках Московского международного форума инновационного развития.
Как было отмечено, Россия пытается выйти на модернизационный путь развития, а для этого необходимы не только новые технологии, но и соответствующие кадры. А с этим как раз напряженка, именно поэтому и была разработана "дорожная карта".
Эксперты напомнили про 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, которые должны появиться в стране к 2020 году. Квалифицированных и высококвалифицированных мигрантов можно привлечь максимум миллион, считают в АСИ. А потому надо, с одной стороны, стремиться увеличивать их долю среди всех иностранцев, приезжающих на заработки в Россию, а с другой - подтягивать наших специалистов, чтобы они могли справляться с поставленными задачами.
Как это сделать - подробно прописано в "дорожной карте", предлагающей более 100 инструментов.
Среди ключевых - выстраивание системы беспрерывного образования. В западных странах 40-50 процентов работников регулярно повышают свою квалификацию, получают дополнительное образование. В России у многих обучение прекращается после окончания техникума или вуза. И как показывают опросы, проведенные АСИ, работники не очень-то стремятся продолжать обучение, этого нет в наших традициях.
Соответственно, должны появиться стимулы как для работников проходить профессиональное переобучение, так и для работодателей - вкладывать деньги в подготовку-переподготовку кадров.
Сейчас крупные работодатели и так уделяют этому большое внимание, создают корпоративные университеты и делают это с чистой прибыли. Если хотя бы часть денег, идущих на образование освободить от налогов - финансовые вливания в эту сферу станут интенсивнее.
Кроме того, чтобы достигнуть западных стандартов и регулярно обучать до 40 миллионов взрослого населения трудоспособного возраста, нужны соответствующие образовательные учреждения, работающие по интернет-технологиям, чтобы люди могли учиться без отрыва от работы и семейных дел.
Особое место в этой теме занимают профстандарты - критерии для представителей разных профессий и специальностей, а также для учебных заведений, которые их готовят.
Не секрет: сейчас часто бывает, что навыки, полученные студентами вузов и профессиональных учреждений более низкого уровня, не соответствуют потребностям работодателей. Разработку современных профессиональных стандартов начало еще Минздравсоцразвития России и сейчас продолжает Минтруд.
Это направление прописано и в "дорожной карте", где отмечено, что разработкой стандартов должны заниматься профессиональные сообщества. Но у них сейчас нет юридического статуса, а потому его следует прописать законодательно. Профсообщества должны участвовать и в разработке профессиональных учебных программ, а также аттестовывать учебные заведения.
Так что со временем работникам придется доказывать, что они соответствуют тому или иному уровню квалификации. Для этого надо будет сдавать отдельный экзамен и получать сертификат, что, судя по всему, бесплатным не будет.