Речь идет о том, чтобы не взимать сборы с пожертвований, размер которых не превышает одного процента от налогооблагаемой прибыли. Сейчас, компания, имеющая доход, к примеру, в пять миллионов рублей в год, при любом раскладе платит в качестве налога на прибыль 20 процентов. То есть один миллион рублей. Если законопроект примут, налогом будет облагаться сумма в 4,95 миллиона рублей. Значит, заплатить придется 990 тысяч рублей. Один процент - 50 тысяч рублей, потраченных на благотворительность - при начислении налога учитываться не будет.
На таких условиях меценаты смогут помогать государственным и муниципальным учреждениям культуры. Для самих благотворителей предлагают придумать систему наград и поощрений, вплоть до вручения госнаград и присуждения почетных званий. Тем же, кому они будут оказывать помощь, хотят сделать послабление, разрешив не платить налог за полученное от благотворителей имущество.
Авторы инициативы - члены комитета нижней палаты парламента по культуре Мария Максакова-Игенбергс, Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон и вице-спикер палаты Людмила Швецова - надеются, что все эти меры помогут создать условия для развития меценатской деятельности в России и привлечь "капитал имущих" к сохранению культурных ценностей.
В США предприниматели могут отдавать на благотворительность до 10 процентов прибыли. Эти суммы не облагаются налогом. Желающих сделать доброе дело находится немало. В 2011 году объем пожертвований в этой стране, по данным GivingUSAFoundation, увеличился на 4,1 процента, достигнув 13,1 миллиарда долларов. Один процент, который предлагают узаконить в России, - капля в море, говорят эксперты. "Те, кто видит одной из своих задач поддержку нуждающихся, получит некоторое облегчение, но этого не достаточно, чтобы стимулировать их тратить больше, - полагает аналитик "Инвесткафе" Дарья Пичугина.
При этом эксперты замечают, что такая норма все равно имеет смысл - надо хотя бы с чего-то начинать. "Налоговое стимулирование благотворительности в нашей стране сейчас в зачаточном состоянии", - констатирует партнер компании "Налоговик" Дмитрий Липатов. В 1995 году был принят закон, касающийся работы благотворительных фондов. А летом 2011 года в Налоговый кодекс внесли поправки, которые освободили от налога на прибыль доходы некоммерческих организаций в виде оказанных им безвозмездных работ и услуг. В остальном у нас пока сплошные пробелы. Поэтому пока благотворительность - дело невыгодное и не особо популярное.
В нынешнем году новые поправки в Налоговый кодекс предлагало Минэкономразвития. Разработчики законопроекта посчитали, что нужно позволить компаниям совершать пожертвования не из чистой прибыли, как сейчас, а из той, которая образовалась до налогообложения. Подразумевалось, что пожертвования будут направляться религиозным организациям, учреждениям науки, культуры и спорта. Но против этой идеи выступил Минфин. В ведомстве Антона Силуанова предположили, что бюджет из-за поправок лишится части доходов.
Сейчас, как сообщили "РГ" в Минэкономразвития, законопроект дорабатывается с учетом замечаний Минфина, Минюста, а также Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве. Разногласия с Минфином по выпадающим доходам снять так и не удалось. Так что доработанный законопроект внесут в правительство с этими разногласиями.
Впрочем, дело не только в налогах. "Причина того, что в России не развита благотворительность, в самом характере этой деятельности, - замечает Дмитрий Липатов. - Организации, которые получают пожертвования, не всегда добросовестно расходуют эти средства". Кроме того, как считает Липатов, под благотворительной деятельностью часто маскируются коррупционные схемы. За этой сферой слишком слаб контроль.
"В России есть люди, которые хотят помогать, но многие сомневаются, что деньги, переданные в какой-нибудь фонд, действительно дойдут до тех, кто нуждается в помощи", - добавляет председатель налогового комитета "Деловой России" Марина Зайкова. По ее мнению, в законе должна быть предусмотрена возможность оказывать адресную поддержку, и при этом пользоваться налоговыми льготами. "Можно создать комиссию при Открытом правительстве, которая будет заниматься аккредитацией учреждений, имеющих право получать помощь от благотворителей напрямую, - полагает эксперт. - Если люди будут точно знать, на что конкретно были потрачены их деньги, что они пошли в конкретную больницу или детский дом, желающих заниматься благотворительностью станет больше".
Как замечает Дарья Пичугина, во многих странах мира благотворительностью помимо корпораций активно занимаются обычные люди. И это вполне понятно. У них стимулы даже более серьезные, чем у бизнеса. В США человек может пожертвовать до 50 процентов своих доходов, и эта сумма не будет облагаться налогом. Марина Зайкова напоминает, что в России есть похожая норма. Однако у нас процент двое меньше. К тому же, о ее существовании мало кто знает.