Шествие националистов собрало втрое меньше ожидаемого числа участников

Прошедший в воскресенье "Русский марш" в очередной раз продемонстрировал всемосковскую протестную тенденцию: люди готовы выйти, чтобы заявить свой протест, но не хотят слушать никого из старых-новых вождей.
 
 
 

К 12.00 возле пропускных рамок на стыке реки Москвы и Водоотводного канала люди стояли в несколько рядов: полиция работала в режиме боеготовности и досматривала участников с особой тщательностью.

Избыточная тревожность правоохранителей принесла свои плоды - было задержано несколько человек в шинелях со свастиками. Но две крупные группы молодежи, очевидно, решив не вступать с полицией в дискуссии о пределах допустимого, развернулись и ушли в сторону ближайшего метро. Возможно, именно они чуть позже проявились в метро "Достоевская", где были избиты несколько антифашистов.

Набережная тем временем наполнялась людьми. По словам организаторов, в "Русском марше" должны были принять участие около 40 организаций, однако кроме привычных хоругвеносцев, которые гордо, но одиноко стояли в голове колонны, ни одного сторонника христианства с религиозной символикой так и не появилось.

 
 
 

Зато язычники были представлены в полном спектре. Колонна родноверов (их адептов из организации "НСО-Север" в Санкт-Петербурге недавно приговорили к разным срокам за многочисленные убийства) была одной из наиболее сплоченных и многочисленных. Путешествуя вдоль "Русского марша", чаще всего можно было услышать кричалку "наш флаг - коловрат", не считая традиционных, но выходящих за пределы закона призывов.

Впервые на "Русском марше" появились левые колонны - сторонники социального государства и независимых профсоюзов, похоже, попали сюда, не вполне понимая, что их лозунги не коррелируют с правой идеей.

 
 
 
 

В итоге "Русский марш" стал зеркальным отражением прошедшего марша миллионов: идеологическая окраска оказалась провалена, численность переоценена, и, что, пожалуй, стало самым знаковым и важным - у правой оппозиции, как и у левой, не оказалось внятного лидера. Такого, которого были бы готовы остаться и слушать. Потому что даже с учетом того, что на марш пришли, по разным оценкам, от 6 до 10 000 человек, слушать Бабурина, Белова осталось не больше тысячи.

Зато, как выяснилось, те, кто решил не конфликтовать с милицией, отправились на митинг антифашистов на Суворовской площади. На станции метро "Достоевская" произошла драка между националистами и "антифа", что, впрочем, не повлияло на проведение мероприятия, после которого представители одного из самых радикальных международных движений спустились в подземку под чутким надзором сотрудников ОМОНа.

Компетентно

Алексей Майоров, руководитель департамента региональной безопасности Москвы

- Претензии к действиям участников "Русского марша" могут быть переданы в суд. Сейчас содержание выступлений ораторов "Русского марша" и действия отдельных участников анализируют эксперты. В частности, некоторые из них закрывали лица шарфами и различными масками. Кроме того, были произведены выстрелы из ракетниц. Заключения экспертов появятся в течение одного-двух дней. В случае выявления претензий к участникам акции московские власти обратятся в суд. Мера наказания, которая может ожидать организаторов и нарушителей правил проведения общественного мероприятия, это штраф. Еще до начала мероприятия прямо у станции метро "Третьяковская" группа возможных участников митинга, одетых в стилизованную форму спорного вида (в виде шинелей с нацистской свастикой) построились и попытались пройти шествием. Полиция задержала их за попытку проведения несанкционированной акции. Остальные праздничные мероприятия прошли спокойно, без нарушений.

"Русский марш". Взгляд И.Панасенко