Эксперты "РГ" считают, что наша страна может воспользоваться правом хозяйки на мероприятиях G20, чтобы отстоять интересы развивающихся стран.
В минувшие выходные в Мексике прошла заключительная встреча "двадцатки" в этом году, и Россия приняла эстафету по председательству от этой латиноамериканской страны.
Предполагается, что следующая встреча глав Минфинов и Центробанков "двадцатки" пройдет в Москве уже в середине февраля. А в сентябре следующего года в Санкт-Петербурге состоится итоговое заседание глав государств G20.
"Нашей стране надо предлагать новые идеи в регулировании глобальных финансов, - считает завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. - Добиваться учета особенностей развивающихся рынков, предупреждать появление концепций, международных стандартов и практик, которые бы ограничивали конкурентоспособность финансовых рынков в России, Бразилии, Китае и других быстрорастущих экономиках. Особенно важно, чтобы разрасталась область международного права, ограничивающая возможность спекулятивных атак из развитых рынков на развивающиеся, предупреждала бы способность манипулировать валютой, деривативами, сокрушать целые страны через их финансовые рынки, как это было в 1997 - 98 годах".
При этом особым предметом озабоченности для России должно стать регулирование рынков товарных деривативов, полагает эксперт. На сырьевых рынках пока не удается предупредить возникновение "мыльных пузырей", цены находятся на "американских горках". А сверхволатильность мировых цен на сырье, которые полностью определяются на рынках деривативов, ставит под постоянную угрозу стабильность российской и других развивающихся экономик, говорит Миркин.
Для всего мира и для России важны и темы, которые наша страна уже назвала, заявляя свою концепцию председательства в "двадцатке".
В поиске источников инвестиций, необходимых для экономического роста, речь будет идти, прежде всего, о средствах пенсионных и страховых фондов, пояснил Силуанов.
Именно эти деньги и должны превратиться в инвестиции. А Россия, по словам министра, готова сформулировать предложения о том, как именно это лучше сделать.
Дело в том, что до сих пор традиционно наиболее урегулированными в глобальных финансах являются банки, поясняет Миркин. А вот все, что касается небанковских денег, в международных нормах прописано значительно слабее.
В то же время эта часть финансового сектора все больше преобладает на рынках капитала. И потому она нуждается в лучшем регулировании стимулов и рисков, чтобы исключить спекулятивные экстремумы и усилить инвестиционную составляющую, относящуюся к реальной экономике, говорит эксперт.
"Для России - все это вопрос номер один. По-прежнему перед нами проблема - как кардинально решить вопрос о "длинных деньгах" для модернизации и как это сделать на базе устойчивого развития пенсионной и страховой отрасли", - отмечает Миркин.
Говоря о второй теме, предлагаемой Россией к обсуждению, Силуанов обещал: "Мы не будем кого-то критиковать, особенно те страны, которые имеют высокие уровни долга".
Но при этом четко дал понять, что некоторые идеи, звучавшие в Мехико по поводу смягчения фискальной политики для стимулирования роста для нашей страны неприемлемы.
Министр напомнил, что в России уже принято правило, ограничивающее бюджетные расходы, и важнейшая задача - снижение зависимости от цен на нефть и газ. А G20 наша страна предлагает сконцентрироваться на совершенствовании рекомендаций, созданных еще 10 лет назад Всемирным банком и Международным валютным фондом.
Тогда они выпустили "Руководство по управлению госдолгом", напоминает Миркин. В нем было прописано, из чего состоит госдолг, оргструктура для управления им, долговые стратегии и текущее управление долгом и рисками, связанными с ним.
"Но в этом документе нет количественных нормативов "безопасности" госдолга, - уточняет эксперт. - Не рассматриваются действия Центробанков и международных финансовых институтов как "кредиторов последней инстанции" для государства. Мало советов правительствам, испытывающим кризис госдолга, если основные кредиторы - глобальные инвесторы. Все это вопросы, ставшие жизненно важными во время кризиса госдолгов в еврозоне в 2010 - 2012 годах".
Ответы на них можно искать в актуализации международных рекомендаций и в попытке создать более детальный и обширный документ как руководство к действию Минфинов всего мира, говорит Миркин. И напоминает, что, несмотря на огромный объем публикаций в области суверенных долгов, правительства неизменно делают одни и те же ошибки: стремительно увеличивают расходы при неустойчивой базе финансирования госдолга.