***
Праздник еще был на подходе, а некоторые каналы вынуждены были подкорректировать сетку вещания. Логика изменений не во всех случаях представляется понятной.
Все понятно с НТВ, которое в субботу убирает из эфира все свои скандально-криминальные шоу от "Обзора чрезвычайных происшествий" и "Программы Максимум" до "Русских сенсаций" и "Луча света" в царстве Вассермана, а в воскресенье изымает из употребления информационный канал "Центральное телевидение" и прилегающие к нему таблоидные радости - "Развод по-русски", "Ты не поверишь", "Чистосердечное признание".
Но вот Первый канал решил не расслабляться и в преддверии государственного праздника в программе "Человек и закон" преподнес телезрителям букет преступлений. Можно было ждать от Малахова какой-нибудь либо чернухи, либо очередного рецидива желтухи, но на сей раз пошляк из пошляков был как никогда сдержан и даже добродушен, организовав семейный праздник для забытой актрисы Майи Менглет и ее друзей. Спасло программу то обстоятельство, что героиня торжества не выглядела разрушенной достопримечательностью.
В воскресенье, напротив, канал расслабился и вечерний прайм отдал поменявшими время встречи со зрителями едва ли не самому успешному развлекательному проекту этой осени - "Голосу" и непринужденно талантливому шоумену - Ивану Урганту. Встречу с объявленными в программе фильмами - "Бриллиантовая рука" Леонида Гайдая и "Пассажирка" Станислава Говорухина пришлось отложить.
Эта перезагрузка случилась, видимо, не от хорошей жизни в условиях обострившейся в последнее время борьбы за рейтинги. Уж больно агрессивно повели себя главные конкуренты Первого - "Россия" и НТВ.
Один выставил лихо закрученный шпионский детектив, который так и называется - "Шпион". Другой расщедрился на покупку и показ удачи киносезона прошлого года - "Шапито-шоу", подперев его крутым криминальным сериалом "Брат за брата".
Да и прочие вещатели не прочь оказались что-то откусить от рейтингового пирога. СТС бросил в бой полнометражную анимацию "История игрушек. Большой побег". ТНТ выстрелил сериалом "Реальные пацаны". Телеканал "Культура", мягко говоря, не самый востребованный широкой аудиторией, интриговал ее эстетическим зрелищем "Большой балет", а тихий скромный ни на что вроде бы не претендующий телеканал "Домашний" искушал любовными утехами "Леди Чаттерлей".
Так что можно констатировать: нашу публику в вечер Дня единства наши телеканалы рвали на части. Общим был тренд: вон из эфира политологи и политтехнологи с их еженедельными промываниями наших нетвердых в идейном отношении мозгов.
Еще один тренд праздничного эфира: развлекаемся, расслабляемся, но по возможности без похабщины. За это спасибо.
Ну а что же ТВ изготовило имеющее отношение к победе русского оружия и русской духовности над антирусскими смутами?
Немногое.
***
Прежде всего оно повторило плохо забытое старое кино: "Офицеры", "Господа офицеры", "Неуловимые мстители", "Минин и Пожарский". Странно, что в этом списке не оказалось двух картин двух Владимиров - Хотиненко "1612" и Бортко "Тарас Бульба". Это упущение. Думаю, что можно было бы показать последнюю экранизацию пушкинского "Бориса Годунова" Владимира Мирзоева. Картина (как и пьеса) не о победе над смутой, но о том, откуда она возникла и распространилась четыре века назад, о чем тоже было бы уместно напомнить в наше беспокойное время.
...Из немногого новенького мне удалось заметить "Гимны и марши России" (Концерт в Колонном зале, показанный на "Культуре") и видеоочерк "Русская смута. История болезни" ("Россия").
Автор "Болезни" - Алексей Денисов, наш старый знакомый по другим путешествиям в глубь российской истории. Как правило, они патриотичны и информативны, но довольно монотонны. Может быть, поэтому на сей раз в качестве гида был приглашен артист и режиссер Федор Бондарчук, человек заметный в мире культуры и импозантный сам по себе.
Веселее от этого экскурсия не стала. Экскурсовод степенно гуляет на фоне монастырей и под их сводами, рассказывая, где и что произошло с теми или иными историческими персонажами. По ходу повествования следуют врезки синхронов от ученых-историков.