Его спровоцировали три керамических панно с цветочным мотивом, которые, по мнению специалистов, являются "коронками" раздела, посвященного мастерству ремесленников и художников Оттоманской империи.
На них сначала обратили внимание репортеры из турецкой газеты "Радикал". Засняли керамику на пленку, а затем опубликовали разгромную статью. А в ней заявили, что Лувр поместил в своей новой экспозиции "ворованные ценности". Вслед за этим министр культуры Турции Эртугрул Гюнай, ярый поборник тотального возврата на историческую родину всех исторических артефактов, находящихся в зарубежных музеях, отправил в Париж своих сотрудников.
После нескольких дней во французской столице и внимательного изучения экспонатов министерские посланцы заявили, что часть керамики ранее находилась в мечети Пиале Паша, построенной в 1573 году в стамбульском районе Касымпаша. В конце XIX века, по их словам, восемь панно были похищены и вывезены за рубеж. За последние годы Анкаре удалось установить местонахождение пяти из них, обнаружив в ряде американских и европейских музеев. Те, что в Лувре, как они убеждены, и есть недостающие три панно из мечети Пиале Паша.
Как заявил министр Эртугрул Гюнай, турецкие власти уже предприняли шаги к тому, чтобы заполучить экспонаты. Судя по всему, речь идет о послании, направленном в адрес французского правительства. Что касается Лувра, то, как заявили "Российской газете" в его дирекции, какого-либо официального запроса там пока не получали.
Париж руководствуется положениями международного и национального права, из которых следует, что он ни в коем случае "не намеревается возвращать" эти артефакты. По той простой причине, что Франция, как и еще свыше ста государств, присоединилась к Конвенции ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 года, которая регулирует вывоз и передачу прав собственности на предметы старины и искусства. Те артефакты, которые были приобретены ранее этой даты, настаивают французы, не подпадают под действие конвенции, то есть она не имеет обратной силы. Все три панно, как и другие предметы исламского отдела музея, были получены в дар или приобретены задолго до вступления в силу конвенции ЮНЕСКО, на что в Лувре есть соответствующие документальные подтверждения.
Надо сказать, что в турецком минкульте от подобных аргументов отмахиваются, что приводит к конфликтам не только с Францией, но и с другими европейскими странами. В частности, с Германией, с которой у Анкары, вроде бы, давние тесные связи. Так вот, рискуя осложнить отношения с Берлином, турки настаивают на возвращении знаменитой скульптуры сфинкса, найденного немецкими археологами сто лет назад во время раскопок древней хеттской столицы Хаттуша, а также Пергамского алтаря - феноменального памятника эллинистического периода. И это несмотря на то, что оба артефакта были переданы Берлину еще в начале века тогдашними властителями Оттоманской империи, правопреемницей которой стала Турция.