Предприятия продолжают сохранять крайнюю осторожность в своей ценовой политике. После вполне логичного июльского скачка цен в августе-октябре их динамика вернулась к минимальному росту. Основные причины называют в Институте экономической политики: слабый спрос на промышленную продукцию и подготовка ко второй волне кризиса. Прогнозы предприятий показывают их готовность и дальше сдерживать свои цены. В октябре темп предполагаемого их роста потерял еще 5 пунктов и снизился до 12-месячного минимума. "Мировая конъюнктура ухудшилась, в российской экономике просто стало меньше денег (вывоз капитала, сокращение капстроительства и инвестиций). Заказчики стали осторожнее, горизонт заказов сократился, обострилась ценовая конкуренция. К тому же происходит серьезный передел влияния, например, в энергетике", - полагает старший исполнительный директор BDO в России Али Брундуков.
Способствует стагнации и потеря кадров. Процесс начался уже в июне и достиг своего апогея в октябре. Во второй половине 2012 года нехватка кадров уже стала причиной торможения выпуска у 30% предприятий. Работники уходят из-за низких зарплат и лишают предприятия уверенности в том, что они смогут обеспечить кадрами даже стагнирующие объемы выпуска. Уже сейчас в промышленности явно больше предприятий, у которых работников недостаточно, чем тех, где отмечен их избыток. Основная причина связана с повышением зарплат в других секторах экономики, прежде всего бюджетникам. В результате уровень оплаты труда в промышленности (с учетом условий труда) перестал привлекать потенциальных работников. В октябре это стали понимать руководители предприятий: доля неудовлетворительных оценок уровня оплаты труда рабочих и специалистов впервые с апреля 2009 года выросла на 9%. Ранее этот показатель снизился с 59% до 26%. Сейчас доля ответов "ниже нормы" - 35%.
"Ситуация анекдотичная, - считает Али Брундуков. - В Москве не хватает специалистов и растут зарплаты, а в Тольятти или Саратове выпускникам не найти работу, а если и найти, то на зарплату в несколько раз меньше, чем в Москве. Так, опытный айтишник в Москве может зарабатывать 150 тыс. руб. в месяц, а в Самаре такой же - 30-50 тысяч рублей.
Существует сильный дисбаланс: все основные корпорации, министерства, архивы находятся в столице. В Москве все думают о карьере, а не о семье, а в регионах не хватает денег и качества жизни на развитие семьи. Необходимо серьезно заняться развитием регионов и инициировать ряд стратегических инициатив. Например, поддержать стратегические города и города-миллионники".