Как рассказал журналистам директор авиакомпании Анатолий Юртаев, коммерческая эксплуатация новых самолетов начнется 15 декабря 2012 года. По просьбе перевозчика лайнеры были доработаны для эксплуатации в резко континентальном климате.
- Сначала они будут использоваться на аэродромах с бетонным покрытием. После получения от украинского разработчика дополнительной конструкторской документации будет дано разрешение на взлет и посадку на слабо оснащенных (грунтовых, заснеженных) аэродромах, - пояснил директор программы по выпуску Ан-148 Игорь Абрамов. На базовом аэродроме в Иркутске сформируют ремонтную бригаду с "технической аптечкой".
Напомним, что Ан-148 - первый ближнемагистральный самолет, серийное производство которого освоили в России после перестройки - выпускается в рамках российско-украинской кооперации. Но судьба проекта была под вопросом. В начале осени замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь анонсировал проект по созданию отдельного предприятия по выпуску Ан-148 на базе воронежского авиазавода "ВАСО" при участии киевского ГП "Антонов". Опровергая мнение о свертывания программы по выпуску этих лайнеров в России, чиновник добавил, что на воронежской площадке может быть построена новая технологическая линия.
Тревожные слухи были вызваны некоторыми положениями программы "Развитие авиационной промышленности РФ на 2013-2025 годы", опубликованной в черновом варианте для обсуждения. В документе минпромторг поставил отечественным предприятиям цель - к 2025-му занять три процента мирового рынка гражданских лайнеров. Чтобы не распылять госфинансирование, предлагалось уйти от дублирующих проектов. Отсюда эксперты сделали вывод, что кандидатами на выбывание становятся Ту-204/214 и Ан-148, у которых есть более "раскрученные" конкуренты - МС-21 и SSJ-100. Учитывая то, что выпуск Ан-148 стал одним из ключевых направлений деятельности воронежского авиазавода - одного из крупнейших работодателей региона, - эти прогнозы вызвали широкий резонанс. Однако в "Объединенной авиастроительной корпорации" (головная структура "ВАСО") подчеркнули, что программа Ан-148 не финансируется из госбюджета через министерство, поэтому стратегические замыслы чиновников на производственные планы не повлияют.
По словам Юрия Слюсаря, от "ВАСО" ждут выхода на производство тридцати Ан-148 в год. Пока удается выпускать менее десяти бортов. Самолеты, отметил он, хорошо себя зарекомендовали, имеют очень высокие налеты (более девяти часов в сутки, что сопоставимо с показателями европейских машин) и востребованы на рынке. Чиновник повторил многократно звучавшие доводы о том, что региональные лайнеры Ан-148 и SSJ, который пользуется большей господдержкой, предназначены для разных рыночных, климатических и географических условий. Ан-148 отличается, к примеру, тем, что может использоваться на грунтовых аэродромах.