Однако отечественные производители сельхозтехники обеспокоены уровнем государственной поддержки, а точнее, ее отсутствием, несмотря на данные им обещания при вступлении России в ВТО. Они вынуждены констатировать низкие планы по техническому перевооружению села, зафиксированные в Госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которые не отвечают ожиданиям крестьян и сельхозмашиностроителей.
Сегодня ни у кого не осталось иллюзий на счет пользы, которую принесет России вступление в ВТО. Даже руководство страны признало, что ряд отраслей (сельское хозяйство и сельхозмашиностроение) понесут серьезные потери. А бюджет страны, по заявлению министра финансов, будет терять около 300 млрд рублей ежегодно.
Российские переговорщики подписались под сокращением бюджетной поддержки АПК, под отказом от защиты рынков, пообещали обнулить пошлины по тысячам товаров, отказались от поддержки экспорта продукции сельского хозяйства. И при этом не выбили ни одного выгодного условия для российских предприятий и отраслей. Вступив в ВТО, к примеру, российским крестьянам согласно правилам этой организации перекрыли кислород, отменив механизм субсидирования процентной ставки по кредитам на покупку сельхозтехники. Во многом благодаря ему они умудрялись ранее обновлять парк сельхозтехники. Взамен Ассоциация "Росагромаш" предложила ввести "промышленную субсидию", то есть субсидировать производителя сельхозтехники. Кстати, эта мера не противоречит правилам ВТО. Суть этого механизма заключается в том, что сельскохозяйственные машины отечественного производства будут поставляться в село со скидкой 15-20%. Предложение нашло понимание и поддержку в правительстве РФ, но конечного решения, правда, до сих пор нет.
С вступлением России в ВТО таможенные ставки на импорт сельхозтехники снижены в разы, по комбайнам в три раза, а по другим видам техники вообще обнулены. Полностью открыты границы для техники, бывшей в употреблении, которая зайдет в Россию и через год превратится в металлолом. В выигрыше оказались те компании, которые занимались только продажами. В таких условиях теряется смысл инвестиций в строительство новых заводов по производству техники, о которых многие зарубежные производители техники говорили.
Государство признало, что в зоне риска оказались отрасли, от которых напрямую зависит продовольственная безопасность России. Еще в декабре 2011 года в Женеве был подписан протокол о присоединении России к ВТО, а так называемые адаптивные меры поддержки обсуждать стали только сейчас. Почему? Непонятно. Когда они заработают? Вопрос. Действующие программы, такие как госпрограмма развития сельского хозяйства России до 2020 года, не выдерживают критики. Так, в рамках обновления парка сельхозтехники предусмотрено за 8 лет приобрести всего 12,6 тыс. тракторов, 5,3 тыс. зерноуборочных комбайнов и 1,3 тыс. кормоуборочных комбайнов. Тогда как российскому селу, по самым скромным подсчетам, требуется не менее 296,5 тыс. тракторов, 96,5 тыс. комбайнов, 122,4 тыс. единиц почвообрабатывающей техники, 124,6 тыс. единиц посевной техники, а также десятки тысяч единиц других видов самоходной, прицепной и навесной сельхозтехники.
Кстати, за три прошедших года реализации гос программы планы по обеспечению села техникой в необходимых объемах так ни разу и не выполнялись. В результате крестьяне недополучили десятки тысяч машин. И за это никто не ответил.
Очевидно, что без эффективного использования уже выделенных средств, принятия дополнительных механизмов финансирования крестьяне так и не будут обеспечены современной российской сельхозтехникой, что, в свою очередь, приведет к снижению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и невыполнению Доктрины продовольственной безопасности России.
Уже из-за нестабильной ситуации в агропромышленном комплексе, низкой платежеспособности крестьян трудности испытывают предприятия сельхозмашиностроения, которые работают не в полную силу, значительно снизив объемы производства. Даже та техника, которая сегодня сходит с конвейера, вынуждена храниться на складах.
Именно российское сельское хозяйство должно стать локомотивом в становлении и развитии отечественной промышленности России и экономики в целом. Страна, способная выращивать 300 млн тонн зерна в год, может прокормить не только себя, но и еще миллиард голодающих людей во всем мире. Но для этого нам нужна разумная экономическая политика, направленная на инвестирование в Россию, а не на высасывание из нашей страны финансовых и природных ресурсов. Политика, направленная на защиту интересов собственных производителей. Нам нужна внятная грамотная программа модернизации российской экономики - уменьшение налоговой нагрузки на промышленные предприятия. Необходимо сделать доступной систему кредитования для предприятий АПК и сельхозмашиностроения, установив коммерческую ставку на уровне 5%. Эти и другие меры государственной поддержки способны качественно изменить ситуацию в отечественном сельхозмашиностроении и обеспечить российское село высокопроизводительной техникой отечественного производства.