05.11.2012 23:23
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: Октябрьская революция все же стала мировой

    Когда все СМИ бубнили: "чем дальше от нас Великий Октябрь, тем полнее мы осознаем все значение... поворотный пункт Истории..." - никто просто не слышал этот казенно-белый шум.

    Но эти слова, на самом деле, адекватнее, чем забвение или ленивый стеб по поводу 7 ноября, которые мы имеем сегодня. Сравните с оценкой Войны - а ведь Революция повлияла на нашу историю и сознание никак не меньше.

    95 лет со дня Октябрьской Революции. Если быть исторически точным - со дня вооруженного мятежа. Но "мятеж не может кончиться удачей - удачный называется иначе". Вот и назвали.

    Обычная, "регулярная" социальная, тем более политическая жизнь в любой стране всегда описывается словами: "и радость, и муки, и все там ничтожно". Непрерывные политинтриги и забываются непрерывно, а про политиков можно сказать как про пирата Бен Ганна в "Острове сокровищ": "Живой он или мертвый - не все ли равно!". Объем памяти человека и народа ограничен, новые события пишутся поверх старых.

    Но бывают Вспышки, разрывы непрерывной резины Истории, квантовые скачки времени. Их не просто помнят - они переформатируют саму память, сознание нации, Человечества. Эти символы и знаки - узловые или пересадочные станции на нашем общем Пути...

    Причины Скачков нам непонятны, прогнозировать их - бесполезно. Все придуманные слова и теории - "экономический детерминизм", "пассионарность", "системные трансформации" и т.д. - не "научные объяснения", а лишь метафоры, дающие общественному сознанию иллюзию понимания. Например, они не объясняют, почему из многих возможностей реализовалась лишь одна - эта. Впрочем, метафоры бывают очень вкусными.

    В актуальном, эмоциональном (не механически-школьном) сознании любой нации от всей своей истории остается десяток событий/имен.

    И это - не "беспамятство" народа, а жестокая историческая мудрость. Народ - субъект и объект Истории - сам отбирает только те события и даты своей жизни, которые помогают нации понять свой архетип, формируют национальную мифологию.

    Понятно, что Всемирная История еще куда скупее. Много ли событий "чужой" Истории мы - не историки, а обычные люди, российское общество - знаем? Вот и "внешний мир" знает про Историю России лишь то, чем она помогла самопознанию Человечества, помнит моменты, когда Россия меняла не только свою жизнь, но и судьбу всего Мира.

    Если мерить такой мерой, то, во всяком случае, в "экспортной" Истории России останутся три события. Когда Российская Империя сломала Наполеона. Когда СССР сломал Третий Рейх. Когда Россия "взорвала мозг мира" - 7 ноября 1917 года.

    Ленин впервые в истории России ставил цель не "догнать в прыжке" Европу (как Петр), а одним махом обогнать ее, дать Новый Свет всему Человечеству. Подожженная Россия становилась "факелом Человечества" в руках большевиков? Ленина это ничуть не смущало.

    Откуда взялась энергия прыжка? Как драйв молодой, быстро растущей русской Цивилизации + злая энергия Мировой войны соединились во все разрезающий лазерный луч? Загадка. Ответа - нет. А вот какую цену пришлось заплатить - известно.

    На проверку прыжок через пропасть стал прыжком в пропасть. Революция замкнулась в границах России ("социализм в отдельно взятой стране"). А в самой России сработала революционная диалектика: "Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом". Ленинский революционный цинизм привел его (тем более его учеников) к формуле монархиста К.Леонтьева "править беззастенчиво". Да так беззастенчиво, как царям не снилось.

    Но бесплодным большевизм не был: он изменил мировой пазл. Внутри России, после ядерного взрыва из обломков одряхлевшего самодержавия и полупатриархального общества возник прочный сплав - Советская Империя, сверхдержава, вторая в мире, какой Российская Империя не была никогда. Это определило "двуглавую структуру" мировой политики на десятилетия. Причем Сверхдержава - не просто ракетно-сильная, но идеологически и социально альтернативная Цивилизация. "Физическая мощь" была лишь материализацией идеологической энергии. Потом идеология сгнила - ее основания противоречили "природе человека", желанию собственности, комфорта, свободы, а создать "нового человека" ("настоящего совка") не удалось. Державная оболочка, в которой осталась пустота, смялась, сложилась внутрь, порвалась, разлетелась в лоскуты. Из мертвой сверхдержавной кожи выползла "нормальная" буржуазная страна среднего уровня развития. А от ХХ "века-свободы-не видать" осталось черное похмелье - тяжкая энергетическая яма.

    Вне России коммунисты не пришли к власти нигде. Но Революция-1917 все же стала мировой - бросила вызовы, на которые добрых 70 лет искал ответы весь мир.

    Радикальное отрицание сословной и национальной дискриминации (в СССР это, как известно, совсем не выполнялось!). Идея интернационализма, интеграции всех стран воедино. Цивилизация массового общества - прямое следствие уничтожения сословий. Модель тоталитарного государства - диктатуры, основанной не на традиции или религии, а на тотальной идеологии.

    Судьба этих идей в течение 100 лет была разной. Из идеи социального и национального равенства вылупилась "религия политкорректности". Этот же динамит взорвал колониальный мир (плакат: рабочий, кувалдой разбивает цепи на Земном шаре). С другой стороны, тоталитарные государства 1930-х признавали связь с большевизмом. Гитлер: "национал-социализм - это большевизм, очищенный от чуждого ему гуманизма и интернационализма". Почти так получилось и в СССР...

    В 1917 Ленин "набросал на коленке" повестку почти всего ХХ века. Октябрь не просто "потряс мир" - он его во многом "перезапустил".

    Сама вспышка 7 ноября скоро погасла. Но мало что в Истории так сильно осветило и ослепило Человечество...

    Поделиться