Андрей Баталов: "В сердце Замоскворечья скоро ничего не останется"

На очередном заседании рабочая группа комиссии по вопросам градостроительной деятельности в историческом центре Москвы решала, какие из старых зданий можно снести, а какие следует сохранить и привести в порядок. Они хотя и не памятники, но являются частью так называемой видовой среды.

По обращению префектуры Центрального округа обсуждалась судьба двух кварталов на улице Русаковской. Это жилые дома эпохи конструктивизма. Часть сохранилась в первозданном виде - как задумал в 1925 году архитектор Иофан. А часть была надстроена после войны до 5 этажей. Рабочая группа рекомендовала не сносить сохранившиеся дома. Рекомендовано сохранить и дома 3, 5 на Абельмановской улице, а также д. 2/1, к. 1, 4, 5 и 6 на улице Талалихина (20-е гг. XX века, арх. Циммерман). Дома относят к стилю ар-деко или сталинского конструктивизма.

Спор возник по поводу 2-этажного купеческого дома на Малой Ордынке, его занимает "Русский духовный театр "Глас". Учреждение культуры ссылается на ветхое состояние здания: грибок, развалившийся фундамент. Театр, выехавший из него еще 10 лет назад, до сих пор не имеет сцены. Представители "Гласа" показали проект нового здания на этом месте: в три этажа, с мансардой. А в качестве компромисса предлагается встроить в него исторический фасад. "Это никакая не регенерация зоны, а просто новостройка, - возмутился член рабочей группы, замгенерального директора музеев Московского Кремля Андрей Баталов. - Малая Ордынка - сердце Замоскворечья, одна из древнейших улиц. Скоро ничего от него не останется". "Мы принимаем решение о полном сохранении этого здания и с этим вопросом выходим на правительственную комиссию, - подытожил Емельянов, председатель рабочей группы комиссии Алексей Емельянов. А вот как исчезают памятники, стало ясно из истории с "Жилым домом конца XVIII века" на Большой Сухаревской пл., д 9. В рабочую группу поступило обращение: исключить его из государственного реестра объектов культурного наследия, где он значится как памятник федерального значения. На самом деле его давно нет. Как рассказал представитель Министерства культуры РФ, здание разобрали в связи с аварийным состоянием еще в 1997 году. Планировалось воссоздать исторический фасад. Дом снесли, участок выставили на торги. В итоге здесь новодел - в 2 раза выше и в 6 раз больше по площади. Но и сегодня по недоразумению он считается памятником. "Такой вопрос надо рассматривать при наличии справки из прокуратуры" - к такому выводу пришли эксперты рабочей комиссии.