Перед телекамерами потерпевшие, естественно, смущались, но вот что они рассказали о своей жизни в неволе сотрудникам общественного комитета "Гражданское содействие", который заботится сейчас об их безопасном пребывании в Москве (эти записи будут переданы следствию):
"...За 10 лет я копейки не получила. Работали по 16 часов, кормили нас два раза в день супом-баландой, иногда просроченными продуктами.
... Хозяйка била нас руками, ногами, палками, рулонами фольги. Хозяин не бил, но смотрел. Обидно, что били ни за что.
... Когда я сказала, что хочу уехать, она колотила меня ключами от дверей, шрамы остались. Била сильно, как маньяк.
... Избивала за то, что ты не улыбнулась покупателю, потом сама же замазывала ссадины на моем лице тональным кремом.
...Больше тридцати видеокамер стояло по всему магазину, даже в подсобке, где мы спали на полу. Хозяйка вела наблюдение из своей комнаты, лежа на диване, слушала все наши разговоры.
...Мы друг друга боялись, не могли договориться, чтоб убежать.
...Они заставляли нас обслуживать их гостей, хотели, чтобы мы рожали детей. Если запротестуешь, тебя изобьют".
Самое страшное - судьба детей, рожденных в неволе. Хозяева забирали новорожденных прямо из роддома, отдавали няньке, жившей в их квартире. Нескольких детей отправили в Казахстан: "На родине им будет лучше". Двоим женщинам сообщили, что их дети умерли: "забодала корова... упал со второго этажа".
Во время волонтерского "штурма" хозяева сумели вывезти четверых детей буквально из-под носа полиции. К слову, та мать, которая приехала в Москву спасать дочь и призвала на помощь волонтеров из комитета "Альтернатива", уже приезжала весной и обращалась, конечно, в полицейское отделение Гольяново - бесполезно. И одна из рабынь, отважившаяся сбежать, тоже кидалась в полицию, ее вернули хозяевам: "Заберите свою девчонку".
Не укладывается в сознании: как же могли люди так покорно сносить рабство, причем некоторые по десять лет?! Это феномен для изучения психологов. Кстати, с освобожденными уже работают психологи, те самые, что помогали в свое время жертвам "Норд-Оста". А пока очевидно самое простое объяснение: люди были парализованы страхом и полным бесправием. Да ведь им же обещали: "Зарплата от 500 до тысячи баксов, купишь себе при возвращении дом". Тут еще надо учесть особый менталитет жертв: на Востоке принято доверять своим землякам, а ведь хозяева тоже выходцы из Казахстана, но имеют российское гражданство. Хозяйка приезжала в республику, где живет ее мать, и через родственников и знакомых выбирала самые бедные семьи. Люди верили, что она потому не платит зарплат, что заботливо копит деньги, чтобы облагодетельствовать потом всю семью. Переговоры рабов с семьями велись под надсмотром хозяйки (по громкой связи), мобильники у них сразу отобрали. В нечеловеческих условиях человек, видимо, цепенеет, теряет себя, некоторые матери не могут даже вспомнить, в каком именно году они рожали детей.
Бежать? Но это значило потерять все в таких муках заработанное. И куда же, как бежать? Без денег, без документов (паспорта у хозяев), они знали, что нелегалов забирают в спецприемник, а потом высылка и запрет на пять лет работать в России. В магазин "Продукты" (там всегда был свежий хлеб) каждый день приходили сотни москвичей. А рабы, получается, жили среди людей, среди нас, как в глухом лесу. Был случай: вырвалась одна девушка, когда зазевались охранники (рабов даже на улицу годами не выпускали), забежала в соседний подъезд, впустила ее в квартиру клиентка, покупавшая в магазине тот самый хлеб, посочувствовала, даже поплакала, но потом передала в магазин. Боялась, видимо, мести, ведь у богачей всегда есть бандитская "крыша".
Последние соцопросы выявили, что 67 процентов россиян не просто недоброжелательно, а уже агрессивно настроены в отношении мигрантов. В связи с этим резко ужесточается миграционное законодательство. Мигрантов заставят сдавать экзамен по русскому языку и даже будут проверять у них знание российской истории и законодательства, без сертификата на работу не возьмут. Все идет к тому, чтобы ограничить миграционные потоки. Но вряд ли это удастся. Ужесточения обычно только увеличивают поборы и плодят нелегальщину. А мигрантов у нас, действительно, много, может быть, слишком много, и едет большинство наобум, попадая здесь в рабство и криминальные сети. Но сами ли мигранты в этом виноваты? Въезжают-то они законно, по безвизовому режиму. Ввести визы? Но как же тогда ЕврАзЭС, Таможенный союз и вообще СНГ? Считается, что выходом может стать организованный набор. Чтобы ехали к нам только те, кого пригласят работодатели. Но вот же как может выглядеть, оказывается, "оргнабор": завербованным работникам хозяева даже самолет оплачивали.
К сожалению, уголовное дело возбуждено только по одной статье - "незаконное лишение свободы". Виновники до сих пор не задержаны и по-прежнему чувствуют себя хозяевами судеб: звонят потерпевшим, обещая большие деньги, если те замолчат, а иначе... грозят убить. Адвокаты, подавшие еще 2 ноября на Петровку, 38 заявления от троих доверительниц, перечисляют целый ряд тяжких составов преступлений, совершенных в данном случае: использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), угроза убийством и убийство (ст. 105 УК РФ). Разумеется, все факты нуждаются в тщательной проверке. Есть надежда, что на этот раз она будет проведена и беспрецедентный московский случай станет важнейшим судебным прецедентом.
И не стоит, думаю, пугаться тех результатов соцопроса. Люди знают, в какую тьму погружена у нас проблема миграции, видят, что барыши от труда гастарбайтеров идут в карман "работорговцев", а им, простым россиянам, от мигрантов одни неудобства, вот и возмущаются. Да еще человеконенавистнические статьи и телешоу, где громче всех кричат те, кому выгодно (по разным причинам) настраивать публику против мигрантов. В общем, запутали людей, не понимают многие, что основа всех миграционных безобразий - наша вездесущая коррупция.
Сообщения о том, что в магазине "Продукты" на Новосибирской улице удерживают в рабстве несколько человек, появились в социальных сетях и блогах. Перед этим около десяти граждан, назвавшихся активистами и правозащитниками, вместе с журналистами двух телеканалов приехали в этот магазин и вывели оттуда несколько человек. Цифры разнятся - от 8 до 11 человек. Сообщалось, что активисты узнали о том, что происходит в магазине "Продукты", от матерей двух девушек. Они рассказали, что уже 6 лет разыскивали своих пропавших в Москве дочерей.
Когда общественники вывели всех женщин из магазина, подъехал наряд ППС. Полицейские попросили освобожденных девушек и их матерей проехать в отделение. Те наотрез отказывались ехать в отделение Гольяново и просили отвезти их на Петровку. После непродолжительных переговоров вместе с волонтерами они все-таки уехали в местное отделение, где у них взяли показания.
В тот же день, когда общественники пришли освобождать подневольных работников прилавка под телекамерами, на всех лентах появилась шокирующая новость, что в столице похищены сразу три ребенка. Адрес назывался тот же - магазин "Продукты". Оказалось, что двух мальчиков и девочку увезла владелица магазина. Когда в торговую точку пришли общественники, которые получили информацию о рабских условиях труда, владелица магазина приняла их за сотрудников Федеральной миграционной службы. Она схватила и своих, и чужих детей, поймала машину и уехала.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе Следственного комитета, там по "рабовладельческой" информации СМИ возбуждено уголовное дело и начато расследование.
Что сегодня есть у следствия? Судя по заявлению двух работниц, их держали в подвале. Правда, осмотрев магазин, следователи не нашли в нем подвала. Хозяева магазина и все их работники, со слов следствия, оказались родственниками - близкими и дальними. Магазинчик небольшой. Его владельцы - супружеская пара Муздыбаев Сакен и его жена. Семья приехала из Казахстана. У нее несколько торговых точек в Москве и палатка на рынке "Садовод".
По сообщению пресс-службы СКР, проверка заявления должна уложиться в сроки, отведенные для этого законом, - 2 - 3 месяца. Дело возбуждено по уголовной статье о незаконном лишении человека свободы. Люди, которые пришли с журналистами в магазин, называют себя правозащитниками. Но официально они такого статуса не имеют. Поэтому сейчас следствие аккуратно именует их "инициативной группой граждан". Кстати, следствие в ближайшее время намерено допросить и их тоже. Ведь по закону общественники должны были в первую очередь сообщить в правоохранительные органы о своих подозрениях, а не проводить самостоятельно акцию освобождения.