Если придорожная инфраструктура - это лицо региона, то Тюменской области таким лицом гордиться пока не стоит, считают многие. Хотя, на первый взгляд, дефицита мест для перекуса и отдыха на проходящих через регион федеральных магистралях нет: на четырех трассах общей протяженностью тысячу километров подобных объектов почти 330. По мировым нормам пункты питания должны располагаться на трассе через каждые 30-50 километров, площадки для отдыха - через 15-50, станции техобслуживания (СТО) - через 50-100, а гостиницы - через 100-200 километров. Исходя из этих цифр, тюменский сервис вроде даже укладывается в европейские стандарты.
Вот только большинство объектов, разместившихся вдоль тюменских дорог, язык не поворачивается назвать предприятиями сервиса из-за крайне низкого уровня обслуживания. Да и размещены они неравномерно: где густо, а где совсем пусто. Остро не хватает объектов, не сулящих большой прибыли, но крайне необходимых путешественникам, к примеру, туалетов, функцию которых нередко выполняет ближайший лесок.
- Нет ни стиля, ни концепции. Большинство объектов слеплено по принципу "из того, что было". Многие переделаны из ангаров, складов, - поясняет руководитель управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев.
Главное, что сдерживает развитие придорожной инфраструктуры, - это отсутствие единых стандартов, определяющих развитие данного сегмента, говорят участники рынка. Образец того, как должен развиваться цивилизованный придорожный сервис, на их взгляд, демонстрирует Беларусь. За последние годы там привели в порядок нормативную базу, и сейчас в республике ведется активное строительство многофункциональных придорожных объектов. В России за этот сектор недавно активно взялись в Краснодарском крае. Других показательных примеров, пожалуй, нет.
- У нас нет культуры остановки, большинство водителей перекусывают на ходу, что провоцирует аварийность на дорогах. Хотя среди дальнобойщиков такая культура постепенно начинает формироваться благодаря тому, что собственники коммерческого транспорта с помощью GPS-навигаторов стали отслеживать движение машин по трассе и напоминать водителям о необходимости остановок, ночного отдыха. Через наш регион практически во всех направлениях идут потоки фур, так что потребность в качественных услугах, создании придорожных комплексов просто очевидна, - рассуждает Андрей Пантелеев.
Сейчас власти региона разрабатывают единую концепцию развития придорожного сервиса. Разработано несколько вариантов многофункциональных комплексов (МФК). Минимальный будет включать стоянку, туалет и площадку для отдыха. В комплексе второго уровня добавятся кафе и магазин, третий предусматривает дополнительно гостиницу и АЗС. Чиновники делают акцент на том, что путешествующие автомобильным транспортом нуждаются еще в целом ряде услуг, доступ к которым также неплохо было бы обеспечить: связь и Интернет, банкомат, аптечный пункт и другие.
Планируется, что строительство первого МФК в регионе начнется уже в следующем году. А всего крупных комплексов появится не меньше десятка - через каждые 50-150 километров. Конкретные места их расположения не называются: пока решаются вопросы с землей.
- Недавно мы вместе с дорожными службами проехали по трассам области, чтобы иметь четкое представление, где можно возвести подобные объекты. Нередко желающие заняться придорожным бизнесом покупают участок, и только потом выясняется, что присоединить его к дороге нельзя. Есть правила, согласно которым съезды могут располагаться не чаще, чем через 600 метров. Ведь любой съезд предполагает снижение скорости, а значит, повышенный риск аварий. Тупиковые ситуации возникают также, когда внезапно выясняется, что по участку проходит газопровод, или начать строительство не разрешают экологи, так как участок расположен вблизи водных объектов, - обозначает основные проблемы руководитель управления.
Предпринимателям уже пообещали помощь в решении земельных вопросов, подключении участков к коммуникациям, а также финансовую поддержку. Областной фонд развития и поддержки предпринимательства запустил новую программу целевых займов, направленную на развитие придорожного сервиса. Под строительство многофункционального комплекса инвесторы могут получить до 20 миллионов рублей на семь лет под восемь с небольшим процентов годовых. Выдано уже около 37 миллионов.
Было бы идеально, полагают власти, если бы нашелся крупный инвестор - построил целую сеть комплексов, а после просто передал объекты в аренду: шиномонтажные мастерские одному предпринимателю, СТО - другому, общепит - третьему. Как вариант, они потом могли бы приобрести франшизу и работать под известными брендами. Эта еще одна тема разговора с местным бизнесом. Власти пытаются убедить предпринимателей, что выстраивать бизнес по отработанным технологиям стоит. Заезжая в чужой регион, не зная местных брендов, человек просто теряется. И совсем другое дело, когда видит "этикетки", известные во всем мире.
Но самое главное, до местных предпринимателей пытаются донести, что если те будут долго думать, то придут игроки из других регионов и займут нишу. Придорожным сервисом Тюменской области уже заинтересовалось несколько федеральных компаний. Для разработки проектов и мониторинга рынка они даже привлекли иностранных аналитиков. Решение пока не принято: судя по всему, смущает низкий трафик. Средний поток автомобилей по каждому из направлений в Тюменской области колеблется от трех до десяти тысяч машин в сутки. Например, в Краснодарском крае он доходит до 60 тысяч. Но в Тюменской области держатели придорожного сервиса могут получить дополнительное преимущество, если их магазины будут популярны у жителей трассовых поселков и приезжих из северных округов.
- Мы проводим круглые столы, поясняем бизнесменам, каким хотим видеть придорожный сервис. Готовы обсуждать и идеи самих предпринимателей. Есть намерение создать ассоциацию предприятий придорожного сервиса: коллективно любой вопрос решается быстрее и эффективнее. В ближайшее время планируем сформировать делегацию для ознакомительной поездки в Краснодарский край, Беларусь и Германию, - говорит Андрей Пантелеев.
Это выгодно всем, уверена директор Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области Ольга Езикеева. Современные объекты не только позволят обеспечить безопасность и комфорт участников дорожного движения. Каждый из таких комплексов создаст от 30 до 70 рабочих мест и будет ежегодно приносить в местный бюджет около двух миллионов рублей налогов.
К тому же появление многофункциональных комплексов, которые будут оказывать качественные услуги, заставит подтянуться остальных - если они не хотят проиграть.