Уран Джумакадыров, начальник отдела методологии и политики управления платежных систем НБ КР:
- После принятия закона о платежных системах можно обращаться в Национальный банк и другие госорганы за защитой прав. Кроме того, документ даст дополнительный импульс развитию инновационных форм деятельности: интернет-банкинга, домашнего и мобильного банкинга.
В законе определяются правила использования электронных денег, мобильных и других платежей. Если он по каким-либо причинам не будет принят, то у республики начнутся серьезные проблемы с неконтролируемым ростом электронной валюты, мобильных и интернет-платежей. Это повлечет огромные риски и может сказаться на макроэкономических показателях, стабильности национальной валюты.
Комбанки пока не могут охватить этот рынок платежей из-за недостаточной гибкости и мобильности. Поэтому данную нишу заняли платежные организации, предоставляющие услуги финансового посредничества.
Интересно, что закон еще не успел "родиться", а уже оброс самыми невероятными слухами, хотя его принятие не предполагает изменения существующей схемы работы операторов. Подобные заявления так же, как и заявления о массовых увольнениях и снижении платежей за муниципальные и государственные услуги, считаем необоснованными.
Принятие закона предполагает установление определенных требований, в том числе направленных на сокращение теневого оборота наличных средств и повышение прозрачности деятельности по предоставлению платежных услуг. Законопроекты прошли согласование в министерствах и ведомствах, комбанках и бизнес-ассоциациях, а также были одобрены межведомственной комиссией по проведению оптимизации нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности, созданной правительством с участием представителей бизнеса.
Кроме этого, проводились согласование проекта закона о платежных системах со всеми государственными службами, министерствами и ведомствами и его доработка с учетом поступивших замечаний. Начиная с 2009 года, законопроект размещен на веб-сайте НБ и периодически обновлялся после внесения в него изменений.
Также следует отметить, что к разработке законопроекта были привлечены эксперты международных финансовых организаций, имеющие многолетний опыт работы в платежных системах. Документ также обсуждался со специалистами центральных банков других республик.
Сейчас законопроект прошел все этапы и процедуры согласования, в том числе общественное обсуждение и анализ регулятивного воздействия.
Хочу заметить, что до его отправки в парламент руководители Национального банка встречались с представителями бизнеса и предлагали им направить свои замечания к законопроекту. Однако никаких предложений не последовало.
Как только пакет документов был передан в парламент и вносить какие-либо изменения в него стало невозможно, бизнес-сообщество стало направлять письма во все инстанции об ущемлении его интересов. Потом последовало заявление о подмене законопроекта, которое также не соответствует действительности, поскольку сам закон уже с июня находился в парламенте.
Формулировки, предложенные бизнес-сообществом, были рассмотрены в рамках рабочей группы, но они не меняли сути документа, а лишь дополняли его. Так как проект закона уже был передан в парламент и внесение каких-либо дополнений может инициироваться только депутатами, бизнес-сообществу предложили направить замечания законодателям.