08.11.2012 02:40
    Поделиться

    Эксперты: Востребованность платных услуг в ДФО растет с каждым годом

    По данным статистики, спрос на бытовые услуги в последнее время увеличивается на 25-30 процентов ежегодно.

    Однако целевой аудиторией в России выступают лишь 10-15 процентов наиболее обеспеченного населения. В связи с этим, предупреждают специалисты, уже в ближайшие год-два года рост может приостановиться, поскольку рынок столкнется с ограничениями спроса. Насколько характерна эта ситуация для регионов Дальнего Востока, выясняли корреспонденты "РГ".

    Стираем дома

    В Хабаровске бытовые услуги населению оказывают порядка 1200 предприятий, на которых трудятся более восьми тысяч человек.

    - Развиваются предприятия, предоставляющие востребованные услуги, а также те, для открытия которых не нужны большие финансовые вложения. В городе преобладают парикмахерские (их более 300), предприятия автосервиса (220) и автостоянки (109), - говорит начальник отдела общественного питания и бытового обслуживания городской администрации Дарья Кузнецова. - В 2011 году открылись 76 компаний, а закрылись 52.

    Труднее всего приходится владельцам химчисток. Для работы необходимо дорогостоящее оборудование, не говоря уже о высокой арендной плате и регулярных расходах на закупку чистящих веществ. Тем не менее в городе работают семь предприятий, предлагающих такие услуги. Цены - нешуточные.

    Не всякий хабаровчанин захочет постирать рубашку за 200 рублей, а тем более пуховик за 900. Это можно легко сделать дома, чего не скажешь о шубе, требующей особого ухода. Профессионалы приведут в порядок норку за 2500 рублей, мутон - за 1800.

    Как рассказал директор одной из хабаровских химчисток, "стирающей" на оборудовании общей стоимостью пять миллионов рублей, основной проблемой является высокая арендная плата. Ни на что другое предприниматель не жалуется: предприятие нашло своего клиента и трудится на рынке уже семь лет.

    Невостребованными у хабаровчан оказались услуги предприятий по пошиву одежды. В городе единицы ателье. Индивидуалам гораздо проще сейчас шить одежду на дому, чем арендовать помещение и платить заработную плату.

    Высоким остается спрос на ремонт обуви. 78 компаний предоставляют данный вид услуг. Однако, как отмечают эксперты, качество работы не всегда соответствует цене. Основная причина - нехватка настоящих мастеров.

    Прочно обосновались на рынке бытовых услуг предприятия, оказывающие услуги по изготовлению и установке пластиковых окон. Сейчас в городе 38 организаций, у которых есть собственные цеха.

    Набирают обороты клининговые компании, в прошлом году их было 15. Уборка одной комнаты плюс мытье окна обойдется заказчику в сумму порядка 1300 рублей.

    Ставка на малый бизнес

    В 2011 году объем рынка бытовых услуг в Приамурье увеличился по сравнению с 2010 годом на 26,7 процента. По данным правительства области, в его структуре больше половины составляют ремонт и пошив одежды, обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, парикмахерские услуги.

    В последние годы эта сфера в регионе стала набирать обороты. Как отмечают специалисты министерства экономического развития области, этому способствовала активизация банковского сектора, а также увеличение доходов населения. Сегодня в Приамурье можно получить практически любые бытовые услуги.

    Сфера развивается в основном за счет малого бизнеса - на него приходится около 80 процентов всех предприятий бытовых услуг. Таким образом, на практике осуществляют идею самозанятости.

    В 2011 году в Хабаровске открылись 76 предприятий бытового обслуживания, а закрылись 52

    Одна из основных проблем отрасли - нехватка квалифицированных кадров. Подготовкой работников службы быта занимаются профессиональные училища области. Но, как показала практика, часто они выпускают не тех специалистов, которые востребованы на амурском рынке. Поэтому правительство области приняло решение о подготовке мастеров бытового обслуживания в тесной связке с работодателями. Сегодня с ними заключают договоры на обучение специалистов с условием дальнейшего трудоустройства на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, в Приамурье начали регулярно проводить ярмарки выпускников, семинары-тренинги, мастер-классы для молодых работников службы быта.

    На любой вкус

    В Приморье физические объемы платных услуг населению после спада в кризис 2008-2009 годов неуклонно растут: в 2010 году - на восемь, в 2011-м - на 9,6, по итогам 9 месяцев 2012-го - на 4,5 процента.

    Увеличивается и количество предприятий в этой сфере. Так, по данным Примстата, на 1 октября 2012 года в крае зарегистрировано 65,9 тысячи организаций разных форм собственности. Из них 36 процентов заявили основным видом деятельности торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Эти же направления являются самой предпочтительной сферой для индивидуальных предпринимателей. Так, 57 процентов из 55,8 тысячи "индивидуалов" заявили основным видом деятельности торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования.

    Спектр услуг в крае, особенно во Владивостоке, достаточно широк и разнообразен: на первом по степени популярности месте стоит парикмахерский сервис - от простых заведений с минимумом изысков и демократичными ценам до салонов красоты. Кстати, конкуренцию им составляют китайские парикмахерские, где подстригут за 250 рублей, что минимум на 20 процентов дешевле, чем у российских конкурентов. Открытые для соотечественников, они стали популярны у российских пенсионеров и других категорий граждан, кому не по карману стрижка за 400 рублей и выше.

    В Приморье, одном из самых автомобильных регионов, развита сфера автосервиса, есть и услуги автопроката, причем эту услугу оказывают несколько компаний, и, как говорят их владельцы, "спрос находится на стадии активного формирования".

    Не только для города

    В Якутии проблемы, с которыми сталкиваются работники сферы бытового обслуживания, решают в рамках государственной программы развития предпринимательства на 2012 - 2016 годы. На селе же дела с бытовыми услугами обстоят совсем не так, как в городах. Разработчики программы отметили, что за период с 2003 года количество предприятий бытового обслуживания в целом по республике выросло в 2,7 раза, а в сельской местности за то же время снизилось на 8,9 процента.

    Связывают это в основном с общей неустроенностью жизни на селе, из-за чего молодежь, получив профессиональное образование, предпочитает оседать в городах, где возможностей найти применение обретенным навыкам больше. Кроме того, в сельской местности, где заказов на обслуживание бывает не очень много, значительно большую роль, нежели в городских условиях, играет государственная поддержка бытовиков. А она пока не очень значительна.

    Возможно, ситуацию изменит указ о комплексных мерах по развитию села, изданный недавно главой региона Егором Борисовым. В отличие от предыдущих программных документов здесь упор сделан не на поддержку агропромышленного комплекса, а на создание условий для развития всех сфер деятельности в сельской местности. В частности, предусмотрено стимулирование местного производства и предпринимателей (в том числе посредством микрокредитования), занятых в сфере услуг, народных промыслов и ремесел, а также в различных видах сервиса.

    Поделиться