07.11.2012 23:15
    Поделиться

    Пермская галерея к 90-летию издаст каталоги своих коллекций

    О духовном богатстве города судят по количеству произведений искусства, которым он обладает. Благодаря сокровищнице, собранной в Пермской государственной художественной галерее, Пермь может смело претендовать на звание одного из самых богатых российских городов.

    В гости к богам

    Здесь собраны удивительные коллекции живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Это тысячи шедевров разных исторических эпох. Айвазовский, Репин, Левитан... Список знаменитых имен можно продолжать очень долго. Посмотреть на уникальную коллекцию культовой деревянной скульптуры, на работы строгановской народной иконописи, на рукописные и старопечатные книги приезжают не только из России и европейских стран, но и других частей света. Сегодня в коллекции галереи собрано около 50 тысяч единиц хранения.

    - 90-летний юбилей - это большое событие, которое мы хотели бы сделать значимым не только для друзей галереи, поклонников искусства, но и для всех жителей Перми, - говорит директор ПГХГ Юлия Тавризян. - Мы делаем подарки посетителям и сами принимаем подарки. В рамках юбилейных торжеств запланирован целый список значимых художественно-научных мероприятий.

    Одним из важнейших событий для художественного сообщества не только нынешнего года, но, пожалуй, и нескольких последних десятилетий, стало издание целой серии научных каталогов коллекции галереи.

    По словам Юлии Тавризян, работа над созданием каталогов не прекращалась никогда, но нынче появилась прекрасная возможность для их издания. Это рабочие каталоги, описание основных коллекций, собранных работниками Пермской галереи. На их основе впоследствии будут выпущены художественные альбомы, организованы выставки.

    На юбилейный год запланированы две научные конференции. Одна из них - "Пространство музея" - завершилась в октябре. А 7 ноября в галерее открылся Межрегиональный научный симпозиум "Пермская деревянная скульптура в европейском художественном контексте. Проблемы изучения, сохранения и использования деревянной культовой скульптуры".

    В Пермь приехали более 20 специалистов-музейщиков, искусствоведов, реставраторов, включая ученых Российской академии наук, крупных зарубежных исследователей. К началу симпозиума было приурочено открытие выставки "Русское святое", где представлено большинство экспонатов деревянной скульптуры, собранной в фондах галереи. Многие долгое время не выставлялись на постоянных экспозициях. Теперь у пермяков есть возможность их увидеть.

    Эпоха в контексте

    2 ноября в галерее открылась выставка русского и советского искусства "Философия общего дела". Она заинтересует почитателей отечественной живописи XX века - отчасти потому, что на ней представлена та часть коллекции, которая состоит из работ в стиле соцреализма и не выставлялась для широкой публики уже четверть века. Поэтому новая экспозиция - это возможность увидеть работы художников советской эпохи в совершенно новом контексте, взглянуть на историю отечественного искусства свежим взглядом.

    Вторая причина возможного интереса - тот факт, что экспозиция создана на основе одноименной работы русского философа-космиста Николая Федорова. Главная идея его доктрины, напомним, заключалась в необходимости овладения человеком природой для победы над смертью.

    - Идея воскрешения из мертвых, поддержанная Николаем Федоровым, была очень актуальной в середине XIX века, - поясняет куратор выставки, московский арт-критик Валентин Дьяконов. - Одним из поклонников этой идеи был, к примеру, Федор Достоевский. Но особенно актуальной эта тема стала в советское время, когда в стране начался новый этап развития науки, пришло новое время.

    Хронологически выставка охватывает период от 1914 года - начала первой мировой войны, во время которой перестали существовать некоторые империи, - до 1980-х годов, вошедших в историю как время развала СССР.

    - Пусть галерея по цензурным соображениям не могла себе позволить в советское время собирать работы художников андеграунда и, скажем, московского концептуализма, - говорит Валентин Дьяконов, - но здесь есть картины - и на выставке они представлены, - которые по интроспекции, меланхолическому ощущению себя в мире, по нервному движению в сторону идеологии, схожи с этими направлениями художественного творчества.

    Выставка сопоставляет два направления в осмыслении действительности - общепринятого и личного взгляда на мир. Первый - взгляд художников, находящихся "на службе" у соцреализма, примером которого может служить картина Юрия Пименова "Делегатка", написанная в 1927 году. Это яркое отражение сталинской эпохи - игры в представительскую демократию.

    Второе направление - работы художников, для которых искусство было сугубо личным делом, и ответственность за свое творчество они не хотели делить ни с заказчиком, ни с обществом.

    Подаркам рады

    Какое же празднование юбилея без подарков собственно виновнику торжества? Тем более, что и сама история галереи начиналась как раз с того, что ее основатели обратились к художникам-землякам с просьбой подарить свои работы. Многие откликнулись с удовольствием, и этот процесс не прекращался на протяжении всех лет работы галереи.

    - К 90-летию мы обратились с новым призывом к нашим художникам, - сказала Юлия Тавризян. - Нам очень хочется, чтобы у потомков осталась полная картина художественной жизни конца XX - начала XXI века. Поэтому и обратились с такой просьбой, на которую откликнулись все без исключения.

    Пермяки принесли свои работы сразу. Часть подарков из Москвы, Петербурга, Оренбурга и других городов прибудет в Пермь позже, к заключительному праздничному мероприятию. Отдельно выставка картин, преподнесенных в дар, будет организована в будущем году.
     

    комментарий

    Нина Казаринова, заместитель по науке ПГХГ:

    - Издание научных каталогов коллекции галереи - это большая радость для сотрудников. Потому что такой возможности не было давно. Например, недавно вышедший из типографии том "Русская оригинальная графика 1940-2000 годы" "отстал" от выхода первого тома, охватывающего период с 1920-го по1930 годы, на десять лет. Что же касается каталога отечественной живописи, собранной в галерее, то последний раз результаты подобной "художественной инвентаризации" были опуб-ликованы в 1963 году. И лишь благодаря участию и победе в конкурсе "Модернизация музейного дела", объявленного министерством культуры, стало возможно продолжение этой работы. Нынешней осенью появился каталог "Отечественная живопись. 1940-2000 годы", а в феврале 2013 года будет издан второй каталог живописи 1920-1930 годов. Еще в планах следующего года - издание Альбома-каталога "Пермская деревянная скульптура".

    Справка "РГ"

    9 октября 1920 года Пермский музей искусств был включен в список художественных музеев при Музейном бюро Народного комиссариата просвещения. 7 ноября 1922 года открылся художественный музей с экспозицией из пяти залов.

    Поделиться