Однако случаи, когда учителя говорят, что мат в их школе не проблема, скорее, исключение, чем правило. На сайтах школ и на форумах екатеринбуржцы нередко призывают к борьбе с детским сквернословием.
Если спросить у подростков, почему они матерятся, ответы будут разными. Кто-то заявляет: в 13 лет мат - это уже вредная привычка, от которой трудно избавиться, кто-то ссылается на то, что сложно контролировать эмоции.
- Я матерюсь редко. Но, когда нервничаю, бранные слова как-то сами выскальзывают. Я думаю, дети матерятся, чтобы казаться старше. Или же потому, что слышат мат в семье, - делится семиклассница Катя Шарапова.
Часто педагоги не знают, как реагировать на нецензурные высказывания из уст учеников. Преподаватель одной из школ Екатеринбурга Виктория Ладович поделилась опытом борьбы со сквернословием. Однажды ей сообщили, что ее ученики, гуляя во дворе, громко матерились. Зная, что в классе все дети из благополучных семей, учительница удивилась, однако решила не оставлять инцидент незамеченным. Виктория Игоревна обзвонила родителей и попросила их вместе с детьми подготовить доклад на тему русского мата.
- Сообщения принесли все. Кто-то рассказывал об истории мата, кто-то о том, как эта лексика стала табуированной. Самый интересный доклад получился на тему "Не губите словом хромосому" - ученик нашел информацию, что мат негативно воздействует на организм человека на генетическом уровне, - рассказывает Виктория Игоревна.
Как правило, проблема нецензурной речи подростков редко выносится за пределы школы. Учителя борются с матом своими силами, несмотря на то, что имеют право написать представление на ребенка в комиссию по делам несовершеннолетних, если тот регулярно распускает язык.
- На моей памяти за последний год был только один случай, когда подростка привлекли к ответственности по статье Административного кодекса "за мелкое хулиганство", причем использование мата было не главным проступком ребенка. Раньше мы проводили лекции, на которые приглашали детей, стоящих на учете, и филологов из университета. Преподаватели рассказывали о феномене мата, а слушатели выходили на улицу и продолжали материться, - говорит председатель комиссии по делам несовершеннолетних Кировского района Елена Махаева.
Где же тинейджеры набираются нецензурных слов? Психологи считают, что источников сквернословия много: средства массовой информации, окружение... Но все-таки в первую очередь на речь ребенка влияет семья, ведь большинство моделей поведения дети усваивают именно там. Если отец и мать используют в речи "крепкие" слова, вероятнее всего, и ребенок будет копировать их манеру общения. Однако желания вырастить воспитанного отпрыска и постоянного контроля за речью и поведением может быть недостаточно. Даже самые интеллигентные родители не смогут полностью оградить ребенка от сквернословия, ведь так или иначе в жизни ему придется столкнуться с людьми разных социальных слоев. Что остается делать в такой ситуации? Ответ прост: обучать чадо навыкам самоконтроля и корректному выражению своих эмоций.
Тамара Матвеева, профессор филологического факультета УрФУ:
- Для чего в языке брань? Для выражения сильных эмоций говорящего и для резкого эмоционального воздействия на слушающего. Короче говоря, для острых, трудных, опасных ситуаций. Известный ученый Юрий Лотман в самом начале Великой Отечественной войны во время отступления нашей армии участвовал в переправе через Днепр. В конце переправы он, восемнадцатилетний солдат, остался ночью совершенно один и не знал, где ему искать свою часть. Но у него были автомат и… русское слово. "Я стрелял и матерился, стрелял и матерился - и только потому смог выжить", - вспоминал маститый литературовед. А в старину "черного слова" боялись как слова магического: оно могло погубить скотину, наслать болезнь и даже убить. В наше время утрачена именно коренная функция брани. Она расползлась по жизни, звучит со сцены и экрана, используется в присутствии детей и женщин. Не оружие защиты (брань выводит убийственные эмоции наружу и тем освобождает психику человека) или нападения (обезоруживает противника психологически), а грязь, словесное неряшество.
Юлия Гургенидзе, психолог:
- Младшие школьники, используя мат в своей речи, точно знают, что эти слова нехорошие. Детей нужно просто спросить, что они означают. Скорее всего, они скажут "не знаю", а в следующий раз задумаются, проговаривать ли их вслух. В сложившейся ситуации родителям лучше обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет установить причину сквернословия и скорректировать поведение ребенка. С подростками дела обстоят сложнее. В их среде бытует мнение: чем больше словарный запас матерных слов, тем ты круче. Ребенок должен понимать, что существуют другие способы достигнуть признания, а мат разрушает человеческие взаимоотношения. В беседе с подростком родителям рекомендуется приводить научные факты о том, как слово влияет на организм человека. Ребенок послушает вас и самостоятельно сделает выбор.
Недавно к изучению феномена мата присоединились ученые: они выдвинули гипотезу о том, что брань отрицательно влияет на здоровье человека. Предположение удалось подтвердить в 2003 году после проведения специальных экспериментов с водой.
Исследование заключалось в том, что ученые обругали жидкость отборным русским матом и вылили ее на семена пшеницы. Результаты оказались поразительными: политые водой и матом семена взошли лишь на 48 процентов, тогда как окропленные святой водой проросли на 93 процента.
Таким образом, удалось доказать, что вода способна иметь память. А если учесть, что человек на 80 процентов состоит из воды, выводы напрашиваются неутешительные.