Ямальские депутаты предложили вернуть субъектам РФ ряд полномочий

Вопрос о разграничении полномочий между уровнями публичной власти, муниципальными образованиями не сходит с повестки дня. Вроде бы в профильных законах все акценты расставлены, а выстроить гармоничную конструкцию не удается. Что ж, жизнь всегда богаче схем. Разумно гибко их перестраивать, отталкиваясь от реалий, учитывая накопленный опыт.

Наиболее важные для субъектов РФ полномочия сконцентрированы на федеральном уровне. В том числе в сфере защиты окружающей среды, охраны водных биологических ресурсов. Но, увы, объем финансирования тут мизерный, техническое и кадровое обеспечение - из рук вон. В итоге с 2005 года на Ямале набрало небывалый размах браконьерство, оно ведет к существенному сокращению запасов ценных промысловых рыб, подрывает экономику хозяйств коренных северян.

Неужели мириться с этим? Округ стал вкладывать солидные средства в оснащение надзорных служб, прямо неподконтрольных ему, в патрулирование морских заливов. Однако де-юре такой шаг можно рассматривать и как нецелевые траты бюджета.

Аналогичная картина с особо охраняемыми природными территориями. Сегодня идут переговоры с соответствующими ведомствами о передаче ЯНАО трех федеральных заказников, фактически оставшихся без присмотра. Регион гарантирует наведение порядка, для чего больших денег не понадобится. Главное - определиться со статусом заказников.

Возвращение отдельных полномочий, как видим, - это не перетягивание одеяла, а насущная необходимость. Тут следует опираться на два ключевых понятия: социально-экономическая целесообразность и финансовая обеспеченность региона.

В российском парламенте неоднократно шли дискуссии о взаимодействии высшего должностного лица субъекта РФ и территориальных органов исполнительной власти РФ. Губернатор не обладает рычагами влияния на эти подразделения, с ним лишь согласовывают кандидатуры назначаемых руководителей. Последние не несут ответственности перед населением региона и, как следствие, порой принимают недостаточно взвешенные решения. Думаю, вряд ли что-то изменится без предоставления главам регионов права инициировать отстранение руководителей от должности, вносить предложения по структуре федеральных подразделений исполнительной власти. Их отчетность перед губернаторами тем более логична в свете возвращения к всенародным выборам глав субъектов.

Решение всех этих вопросов невозможно без тесного взаимодействия с федеральными органами власти, в том числе посредством внесения законодательных инициатив от региона. Мы к такому праву активно прибегаем, однако и здесь не без проблем: нередко законопроекты представительных органов власти, одобренные экспертами Госдумы, правительства РФ, годами не доходят до рассмотрения депутатами федерального парламента. Полагаю, что отношение к инициативам с мест будет кардинально иным, если региональный законопроект - разумеется, при наличии положительного заключения - внесет само правительство. Именно оно компетентно сделать финансово-экономическое обоснование проекта, когда предусмотренные документом изменения ФЗ касаются всех субъектов Федерации.