В ее работе приняли участие вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, высокопоставленные российские и зарубежные дипломаты, руководители и консультанты крупнейших экспертных организаций в области разоружения, в том числе, бывший посол США в России Томас Пикеринг, бывший посол США в Германии, специалист по переговорному процессу в рамках СНВ Ричард Бэрт. Всего в работе конференции приняло участие около 200 человек.
Конференция показала, что организация РСМД, созданная в 2011 году по распоряжению тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева, становится "главной российским площадкой", на полях которой при участии самых авторитетных специалистов обсуждаются глобальные международные проблемы.
Дата проведения конференции была выбрана не случайно: мероприятие приурочено к президентским выборам в США, результаты, по оценке экспертов, неизбежно окажут определяющее воздействие на процесс контроля над ядерными вооружениями до 2017 года и в более отдаленном будущем. Центральное место на форуме занял анализ нынешнего состояния и обозримых перспектив развития "ядерного фактора" в мировой политике, вопросы ядерного разоружения, динамики системы глобальной стратегической стабильности.
Выступая на открытии конференции, президент РСМД, бывший глава МИД РФ Игорь Иванов отметил, что за последнее время в мире "подрастеряно экспертное мнение по ядерное проблематике". Вместе с тем, по словам Иванова, ядерное измерение остается не только одним из центральных вопросов российско-американских отношений, но и важнейшим политическим фактором глобальной мировой политики.
Особый интерес на конференции вызвало выступление Дмитрия Рогозина. "Мир очень хрупок. Тот, кто думает о возможности применения ядерного оружия, тот уже безумен. Ядерное оружие - это, прежде всего политическое оружие. Но с помощью войны нельзя решать вопросы политики", - отметил российский вице-премьер. По его словам, ядерное оружие всегда выступало в качестве "великого уравнителя шансов". "Оно являлось всегда великим уравнителем более крупной армии и компактной армии. Отношение к ядерному оружию сложилось не вчера", - отметил Дмитрий Рогозин, добавив, что фон, сложившийся вокруг ядерной проблематики, становится все более тревожным, поскольку ядерное оружие становится не только средством сдерживания, сколько потенциалом для ответного удара. Особую озабоченность Москвы вызывает развертывание элементов американской системы ПРО. Она, по словам Рогозина, в том виде, в котором действует сейчас, "является не оборонительной системой, а системой, которая выходит за пределы ответственности НАТО".
"Расширение зонтика ПРО до территории Уральских гор мы расцениваем, как попытку обнулить российский сдерживающий потенциал", - подчеркнул Дмитрий Рогозин, добавив, что нынешняя система ПРО США, которая базируется на морских носителях, "напоминает Фигаро, который сегодня здесь, (у берегов Испании), а завтра там (у норвежских фьордов). "Вторым тревожным фактором", как отметил Рогозин, является ускоренное развитие странами Запада новейшего, в том числе, высокоточного оружия, которое в пять раз превышает скорость звука. Эта концепция вписывается в стратегию молниеносного удара, что является провокацией против любой оборонительной системы. Наконец, у Москвы вызывает вопросы новая тактика применения сил НАТО за пределами норм собственной ответственности, за пределами зон своей компетенции. Это, по словам Рогозина, приводит к тому, что некоторые страны пытаются обезопасить себя, создавая собственное оружие массового поражения.
В качестве мер противодействия Рогозин призвал к отказу от "варварского использования военной силы" и сохранению жесткого контроля за нераспространением ядерного оружия. Кроме того, он дал понять, что в Москве рассчитывают на учет Вашингтоном мнения России по ПРО после переизбрания Барака Обамы на посту главы Белого дома. "В том, что касается системы ПРО и ее ненаправленности - как нас уверяют - против России, мы словам не верим. Горбачев - верил, а мы - нет, - сказал Дмитрий Рогозин. - Нам нужны гарантии, лучше - на бумаге, о том, что создаваемая в Европе система ПРО направлена против ракет малой и средней дальности. Пока что заявленные данные этой системы таковы, что ее возможности могут позволить сбивать российские тяжелые ракеты".
Он сообщил, что правительство РФ выделит на процесс перевооружения страны до 2020 года 20 триллионов рублей. В свою очередь заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков заявил о том, что Москва готова продолжать переговоры с Вашингтоном по вопросу развертывания ПРО. "У нас есть твердая решимость продолжать диалог, работать и даже сегодня контакты продолжатся, в том числе на эту тему с американской стороной. Процесс находится в развитии. Трудности огромны, потому что подходы сложно совместимые, но путь, который мы предлагаем, нам кажется все-таки реальным", - подчеркнул высокопоставленный российский дипломат.
Вместе с тем, по словам Рябкова, юридических гарантий ненаправленности ПРО против российских стратегических ядерных сил Вашингтон дать не готов, хотя Москва настаивает на этом. Во время работы четырех секций участники обмениваются мнениями относительно возможности отказа от взаимного ядерного сдерживания России и США как основы стратегической стабильности, возможности достижения многостороннего ядерного разоружения и целого ряда других вопросов. Особую "оживленность" придало участие в них нескольких десятков российских студентов и молодых американских политологов, специально вылетевших на конференцию сразу же после президентских выборов в США.