В музее "Пресня" открылась финальная выставка проекта "Педагогическая поэма"

Чтобы историко-мемориальный музей был интересен молодым художникам, а с другой стороны - сам заинтересовался их проектом,такое бывает нечасто.

Но это не единственная причина, почему финальная выставка проекта "Педагогическая поэма", придуманного художником Арсением Жиляевым и историком Ильей Будрайтскисом, организованного фондом V-A-C при поддержке музея "Пресня", вызывает интерес. Долгоиграющий проект, похожий на образовательную программу (более 100 лекций, семинаров, мастер-классов прошло в музее с марта), должен был завершиться "точечным" вторжением работ художников в музейную экспозицию. Но это не получилось. В результате выставка разместилась в зале сменных экспозиций. Стилистика - подчеркнуто "скромная": этикетки написаны на картонках, наверху - реанимированная цитата из Ленина "Подвиг пресненских рабочих не пропал даром", который тихо испарился в 1990-е. Несколько оживляют пространство оранжевые жилетки дорожных рабочих, развешанные на веревке над уголком-читальней...

Эстетика отсылает к традициям московского концептуализма. Это подчеркивает и демонстративно академическое название "Архив будущего музея истории", и макеты неосуществленных проектов в музее "Пресня"... Неуловимый сюрреальный "сдвиг", знакомый по инсталляциям Кабакова, здесь очень даже отчетлив. Гипсовые головы Ленина, Макаренко, Адорно и Гройса , сделанные во время урока лепки, этот намек подчеркивают.

Впрочем, авторы проекта пытались сесть на несколько стульев разом. Концептуализм - лишь один из них. Другой, очевидно, "производственное искусство". Собственно, сама идея рассмотрения образовательного проекта как художественного произведения - явно оттуда. Предполагается, что производится не вещь, а новое знание, ну и новые отношения. Оттуда же - модернизированная стилистика "рабочего клуба". Образовательный ресурс предлагается вполне реальный, как реальными были экскурсии по Пресне... Опять же - характерна ставка на "бригадное" творчество и коллективное авторство. Наконец, из 1920-х же традиция рассматривать музей не как парк аттракционов, заточенный под коммерческие нужды, а как серьезную образовательную институцию, способную формировать новую аудиторию.

Впрочем, и разница подходов налицо. В 1920-е "мастера культуры" пытались увидеть современность с точки зрения будущей утопии, сегодня художники пытаются осознать настоящее с позиций исторической перспективы. Общность между рабочим классом и интеллектуалами выстраивалась в 1920-30-е годы тоже по-иному. Тогда речь шла о необходимости "просвещения" рабочих и "перевоспитания спецов". Сегодня речь - о том, что в роли "дешевой рабочей силы" оказались и преподаватели вузов, и гастарбайтеры. Ход любопытный, но проблема в том, что "производственный" подход и "концептуальный" принципиально противоположны. Остается ли при этом место для арт-активизма, большой вопрос. Но то, что он поставлен, само по себе интересно.

Кстати. В музее "Пресня" в рамках проекта в субботу в 14.00 обещают лекцию известного западного историка Михаэля Леви.

Фоторепортаж