08.11.2012 23:07
Поделиться

Александринский театр готовит спектакль по "Игроку" Достоевского

10 ноября в Санкт-Петербурге, в Александринском театре, - премьера нового спектакля Валерия Фокина "Литургия ZERO" по "Игроку" Достоевского.

Под музыку Александра Бакши, "светопреставление" лучшего у нас в стране художника по свету Дамира Исмагилова и в сценографии и костюмах Александра Боровского актер Антон Шагин ("Стиляги"), совершивший творческое путешествие из Москвы в Петербург, из "Ленкома" в Александринку (эмиграция временная, на конкретную роль) будет со сцены решать мучительный для своего персонажа вопрос. И не один.

Всегда ли истовое или неистовое служение нулю, пустоте, фикции приводит к распаду человека как личности, или же все-таки есть отступные пути к спасению? А если да, то какие? Что важнее: колоссальный секундный выброс адреналина, или все то, что за этим может последовать?

Какие культурные коды зашифрованы и психологические ловушки расставлены в одном из самых личных романов Федора Михайловича Достоевского для современного человека, который каждый день сегодня (хорошо, не каждую секунду) вынужден делать свой выбор. Даже если и близко к рулетке он никогда не подходил - это интерьеры и пагубные привычки меняются, а модели поведения на все времена остаются.

Много лет назад в Александринке уже шел спектакль по "Игроку", но теперь, как говорят до премьеры, это скорее не инсценировка, а своего рода пьеса, точнее - современное адаптированное переложение для театра Александра Завьялова и Валерия Фокина с использованием и других текстов Достоевского.

Принципиальный момент, который был крайне важен для режиссера и художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина - чтобы главный герой был молод. Чтобы вера утрачивалась, и жизненные силы иссякали у совсем юного человека. Переживать это на сцене в очередь будут уже упомянутый приглашенный Антон Шагин (ведущий актер "Ленкома") и Александр Поламишев из постоянной труппы Александринки, запомнившийся по роли молодого Гоголя в фокинском уже, ставшем культовым, спектакле "Ваш Гоголь". А в роли Бабушки - старой помещицы, приехавшей в Рулетенбург, чтобы образумить родню, но неожиданно для всех, и в первую очередь для себя, спустившей целое состояние за игорным столом, выйдет блистательная Эра Зиганшина.

Со стороны Валерия Фокина это уже будет седьмой по счету подход к Достоевскому. Со спектакля в Щукинском театральном училище "Чужая жена и муж под кроватью" по Достоевскому (1968 г.) начиналась его режиссерская биография. "Достоевщина" сквозной линией продолжалась в московском "Современнике", польском краковском Театре им. Словацкого, Театре-студии под руководством Табакова, Александринке, "Сатириконе". На "Двойника" - предыдущую работу Валерия Фокина по Достоевскому в питерском императорском театре люди специально приезжали смотреть из других городов (и не только из Москвы), причем тогда подобные одновечерние театральные вояжи еще не вошли в моду. В 2012-м это уже обычная практика, а не эстетские театральные изыски.

прямая речь

Валерий Фокин, режиссер, художественный руководитель Александринского театра:

- "Игрок" Достоевского меня интересует не просто как рассказ о рулетке, деньгах и обогащении. Для меня это история о том, что люди ставят свои жизни на другое, - это рулетка жизни, в которую можно играть.

У нас же всегда есть выбор - можно пойти так, можно стоять на месте, а можно поставить на зеро. И можно вроде бы выиграть, только это выигрыш нуля, выигрыш зеро, падение. Вот что меня интересует.

Для меня спектакль - это рассказ прежде всего о выборе человеческом. Мы часто попадаемся на уловки, нам кажется, что мы делаем правильный выбор, а на самом деле оказывается совсем не так. Но у нас всегда есть выбор.

КСТАТИ

Цена билетов на "Сапсан" - до шести с половиной тысяч рублей в бизнес-класс, и трех с половиной тысяч за эконом. В Санкт-Петербург из Москвы поезд приходит в 17.40 (N158) или же в 17.55 (N160), третий звонок в Александринском театре - в 19.00. Да, и часа на пробку на Невском будет вполне достаточно.

Ближайшие спектакли "Литургия ZERO" в Александринском театре - 10, 11, 20, 27 ноября.