11.11.2012 11:30
    Поделиться

    Корреспондент "РГ" посетил место территориального спора Сеула и Токио

    - Не холодно оделись? Не замерзнете на острове? - спросил общительный офицер Службы береговой охраны Кореи после того, как "выцепил" меня из очереди стоявших на посадку на паром корейцев и провел в служебный кабинет, где регистрируют всех выезжающих на остров Уллындо иностранцев.

    - Ну, тогда буду быстро бегать, чтоб согреться, - отшутился я. Сама процедура регистрации иностранцев после четырех предыдущих поездок на Уллындо удивления не вызвала, да и проводилась она быстро и была, по сути, простой формальностью.

    - И то верно, в движении - жизнь, - продолжал острить моряк, переписывая данные с моих документов.- Цель поездки?

    - Туризм, что там еще можно делать?! - ответил я.

    - Туризм - это хорошо. Превратим Уллындо в корейские Гавайи, - снова пошутил офицер, процитировав лозунг местных властей, привлекающих туристов на острова, и заразительно засмеялся. - Раз уже были на самом Уллындо, то съездите на Токто, - посоветовал он.

    - А туда так просто можно? Не надо никаких разрешений? - поинтересовался я. Поездка на крошечный, но знаменитый архипелаг, на который отчаянно претендует Япония, что периодически выливается в дипломатическую перепалку между Сеулом и Японией, могла бы стать интересной "добавкой" к поездке.

    - Конечно можно. Токто - исконно корейская территория! - гаркнул он, выдав очередной лозунг. - Хороших впечатлений! - пожелал он на прощание и проводил до трапа.

    Через несколько минут большой паром-катамаран, который оказался на удивление для своих размеров юрким и быстроходным, лихо крутанувшись в бухте города Пхохан, взял курс на "загадочный остров" Уллындо (так его часто рекламируют). На борту были около девяти сотен туристов, включая вашего покорного слугу.  

    Уллындо

    Про Уллындо "РГ" раньше рассказывала, потому особо подробно повторяться о том, что это за остров смысла нет. Напомним лишь, что Уллындо расположен достаточно далеко (примерно в 200 км) от восточного побережья Южной Кореи в Восточном (Японском) море. Это потухший вулкан, который поднялся со дна примерно 1 миллион 400 тысяч лет назад. Вулканическое происхождение объясняет наличие большой количества застывшей лавы, которую в изобилии можно увидеть на побережье.

    Сам остров достаточно большой, чтобы вместить на настоящий момент более 10 тысяч человек населения. Но в целом он не так уж и велик - около полусотни километров по периметру, причем полноценная шоссейная дорога так и остается незамкнутой - до сих пор 6-7 километров пути "круговой" трассы представлены просто горными тропами.

    Слабое место Уллындо - транспорт. Связь с материком возможна только по морю. Паромы тратят около трех часов в одну сторону. Нередки случаи, когда из-за погодных условий остров оказывается изолированным. Аэропорта нет, что и объясняет не такую уж и большую "туристическую загруженность", хотя туризм все же одна из главных специализаций Уллындо.

    Уллындо имеет много названий - остров воды, снега, ветра, "сказочный, загадочный остров". Стоило бы его назвать еще "островом кальмаров", так как в водах вокруг Уллындо ловят больше половины всех южнокорейских кальмаров.

    Сильная сторона Уллындо - красивые морские пейзажи, дополнительную прелесть которым придают находящиеся рядом с островом в море скалы, а также ряд более мелких островков. Говорят, что на Уллындо находится единственный дикий лес Южной Кореи, хотя все же речь не идет о непроходимых "джунглях".

    Пятизвездочных отелей здесь нельзя найти, но отдохнуть от суеты мира в весьма приемлемых условиях местных небольших гостиниц можно очень хорошо. Ну а пейзажи, с моей субъективной точки зрения, одни из лучших в Корее. Правда, некоторые это оспаривают. В любом случае местная красота серьезно отличается от того, что чаще всего ассоциируется с южнокорейскими достопримечательностями.

    По сравнению с предыдущими поездками на Уллындо можно добавить, что в развитие острова действительно вкладывают деньги и это заметно. Началось строительство участка, который должен замкнуть кольцо шоссейной дороги вокруг острова. На "пробивку" оставшихся 6-7 км пути будет потрачено около двух миллиардов долларов. Весьма немалая сумма для такого острова.

    В одном из местных селений построили реально хороший стадион - с гаревыми беговыми дорожками, зрительскими трибунами и травяным покрытием. Невольно возникает вопрос о реальной загруженности комплекса, но стадион есть. В одном из самых глухих уголков Уллындо между ним и совсем небольшим островом Кванымдо "отгрохали" (именно такое слово приходит на ум, когда видишь это солидное сооружение) подвесной пешеходный мост. Сам Кванымдо симпатичен, но его трудно назвать выдающимся. Там когда-то жили несколько человек, а долгое время он оставался необитаемым. И вот теперь на нем можно побывать и через мост. На Кванымдо создали обзорные площадки, хорошие тропинки. Опять же вопрос целесообразности и практической надобности возникает, но построили, деньги вкладывают.

     
    Видео: Олег Кирьянов

    Это видно и во многих других местах - строится новый порт, который сможет принимать более солидные пассажирские суда, укрепляются русла горных ручьев (летом бывают наводнения), меняют покрытие дорог, возводятся новые мотели, пансионаты и т.д. Короче, остров развивается. Споры продолжаются по поводу строительства аэропорта. Сторонники развития туризма - "за", "зеленые" и часть местных жителей - "против". Это дорогая затея, рост притока людей действительно изменит уникальную экологию Уллындо, но, как создалось впечатление по масштабам инвестируемых в развитие региона средств, появление аэропорта - это скорее вопрос времени. 

    Токто

    С Уллындо связана и другая корейская достопримечательность - крошечный архипелаг Токто, который расположен в 87 км от острова еще дальше на восток. Это образование, которое состоит из двух островков и трех десятков скал, наверняка так было бы в забвении, если бы не весьма горячий и эмоциональный спор по поводу его принадлежности между Южной Кореей и Японией. Очередной и, пожалуй, самый горячий раунд конфликта произошел совсем недавно - летом-осенью этого года, когда южнокорейский президент Ли Мен Бак, стал первым лидером своей страны, посетившим архипелаг. Последствия этой перепалки между двумя странами чувствуются до сих пор и очевидно, что ни одна из сторон не откажется от своей позиции.

    Сразу отметим - Токто находится под контролем Южной Кореи. Там размещен небольшой полицейский гарнизон (32 человека), постоянно находятся еще два-три смотрителя маяка Токто. Официально значатся три постоянных жителя. Там есть их дом, но живут они на Токто несколько месяцев. По большому счету это их пребывание также во многом объясняется стремлением Южной Кореи подчеркнуть принадлежность островов себе, а также факт их заселенности.

    Часто доводилось слышать вопрос: "Почему идет такой жесткий конфликт вокруг затерянных в глубине Восточного (Японского) моря пары крошечных островов?" Здесь следует учитывать до сих пор сложные отношения между корейцами и японцами. В Корее считают, что Япония, которая оккупировала Корейский полуостров в 1910-1945 гг., не до конца извинилась за свои злодеяния. Есть разногласия и по поводу оценок преступлений японской военщины, накладываются также и конфликты вековой дальности - Корея неоднократно подвергалась нападению японских пиратов, а также еще много другое. А тут еще новые претензии на острова! Объективно говоря, стороннему наблюдателю действительно кажется немного необычным та бурная реакция, которая сопровождает в Корее любые заявления Японии по поводу прав японцев на Токто. Казалось бы, раз и так контролируют - чего зря нервы портить?! Но надо учитывать всю историческую подоплеку. В любом случае очевидно, что Токто вряд дли когда-либо отойдет к Японии - для корейцев это дело принципа. Но и сами японцы также намерены продолжать настаивать на своих правах. В общем, Токто (по-японски, кстати, Такэсима) - это весьма больная и острая южнокорейско-японских отношений. Северная Корея при этом несмотря на все свои также не самые простые отношения с Югом в случае Токто - всегда на стороне Сеула. Вот где-где, а здесь корейская нация едина и неделима.

    Кстати, некоторое время назад в районе Токто были найдены большие запасы газогидратов. По оценкам экспертов, добытого из них газа хватит, чтобы обеспечить потребление всей Южной Кореи в течение 30 лет. Это еще больше добавило ценности архипелагу, но дело все же не столько в каких-то природных ресурсах, а в принципе. Не зря корейский офицер, который в порту регистрировал меня, не забыл вставить и фразу "Токто - исконно корейская территория". Это уже позиция правительства Кореи., которую, впрочем, разделяют практически все корейцы.

    Неприступный Токто

    Честно говоря, в этот - уже пятый по счету заезд на Уллындо - я отчаялся попасть на Токто. Два дня порт Уллындо был вообще закрыт из-за плохой погоды, а уж про путешествие на Токто, куда ходят еще меньшие суда, можно было забыть. Потому несказанной была моя радость, когда в офисе компании, которая продавал билеты на судно до Токто, порадовали фразой: "Если не поступит новых вводных, то сегодня пойдет первый за последние четыре дня корабль. Вот ваш билет". Но тут же предупредили, что высадиться на сам остров, скорее всего не получится. Для этого нужен почти полный штиль, о чем мечтать не приходилось.

    Компания "токтоведов" состояла из почти пары сотен туристов - в основном приехавших из провинции дедулек и бабулек, а также "дяденек", которые, как складывалось впечатление, приехали, чтобы нанести совместный сокрушительный удар "зеленому змию". Одна такая "инициативная группа" из пяти человек буквально за 10 минут "убрала" шесть бутылок корейской водки сочжу. Такой поступок с учетом ожидаемой качки был весьма рискованным, но повеселило высказывание одного из представителей такого сообщества: "Нам же говорили, что в этой поездке все опустошат свои желудки. Так что чего волноваться, по какой причине это произойдет".

    Дорога в одну сторону заняла около двух часов. Когда уже все заснули, на горизонте сначала смутно, а затем все четче и крупнее стали выступать хорошо известные каждому корейцы очертания двух основных островов Токто - Западного (Содо) и Восточного (Тондо).

    Совсем недалеко от места, где теоретически должны были высаживаться туристы на пристани Западного острова, наш паром "перехватила" небольшая резиновая моторная лодка. Стоявший в ней офицер откозырял пассажирам, переговорил по рации с капитаном парома, после чего лодка развернулась и ушла обратно. Суть разговора озвучили несколькими минутами позже, но она были и без того ясна: "Высаживаться на Токто опасно. Слишком высокие волны". Впрочем, для туристов и так отведена лишь одна небольшая пристань у самого моря, дальше которой никого никуда не пускают. Разгуливать по архипелагу не получилось бы в любом случае. С одной стороны - просто опасно пускать толпы туристов карабкаться по весьма крутым тропам, а с другой - такое количество людей может нанести большой вред хрупкой экологии крошечных островов.

    Дабы компенсировать легкое разочарование туристов, всем разрешили выйти на палубу судна, а паром сделал пару медленных кругов вокруг Токто, приблизившись, насколько это было разрешено соображениями безопасности. За это время архипелаг быт "обснят" пассажирами парома на все возможные виды фото и видеотехники - от простых камер в телефонах до настоящих профессиональных видеокамер.

    Токто в максимальном приближении

    Как уже говорилось, Токто - это имя архипелага, состоящего из 38 скал (иногда называется цифра 34). При этом две из них гораздо крупнее остальных. Они могут претендовать на то, чтобы называться островами. Одна из скал называется Тондо, то есть "восточный остров", а другая - Содо - "западный остров". Их разделяет мелкий - глубиной менее 10 м - пролив, длиной 330 и шириной 150 м. Самая высокая точка первого из островов расположилась на отметке 99,4 (по другим данным 98,6) м над уровнем моря, тогда как второго - 174 (по другой версии 168,5) м.

    На Тондо размещен маяк и комплекс построек гарнизона, где несут службу 32 полицейских и два-три смотрителя маяка, вертолетная площадка, причал. Недавно появилась и собственная солнечная электростанция, которая вырабатывает четверть потребляемой энергии. На Содо стоит домик с парой хозяйственных пристроек. В нем живут, когда приезжают сюда, три постоянных жителя острова - одна семейная пара (около 70 лет) и один мужчина (55 лет).

    Остальные почти четыре десятка скал представляют собой просто разбросанные вокруг небольшие рифы - от совсем крохотных до нескольких по паре десятков метров высотой.

    Впечатления от такого осмотра следующие. Действительно Токто очень мал. Пригодного для проживания места там немного. Понятно, что власти Кореи всячески подчеркивают, что остров обитаем сейчас и таковым был и раньше, но в это верится слабо. Верю в то, что там было убежище для рыбаков, которые пытаться там переждать непогоду, укрыться от шторма, но чтобы люди жили постоянно по своей воле - просто нереально. До горизонта пейзаж один - тот же: сплошное море.

    Гарнизону полицейских весьма тесно. Комплекс казарм и прочих помещений ютится на верхушке Восточного острова, пара тропинок идет в разные концы острова и к пристани - вот и все. Общая протяженность тропинок на обоих островах составляет около километра - это учитывая, что тропы много раз петляют, забираясь на высоту.

    На одной из оконечностей острова стоит 76-мм пушка. Практической пользы от нее в век радаров, истребителей и прочих современных средств нет никакой. Врага заметят задолго до того, как он приблизится, выслав на перехват корабль или боевой самолет. Но пушка осталось еще с 1950-х гг. Сейчас она стала своего рода символом корейской решимости отстаивать Токто любой ценой, в том числе и с оружием в руках. Это также излюбленное место фотографов корейских СМИ. На фоне этой пушки, как правило, делают снимки корейских полицейских, которые с автоматом и с суровым выражением на лице, демонстрируют, что "нам чужой земли не надо, ни и пяди своей мы не отдадим".

    Говорят, что в одной из пещер острова накапливается питьевой воды по 50-60 литров в день. Но не всегда. Так что постоянно жить там без постоянно поддержки извне, мягко говоря, затруднительно.

    Как только разгорелись споры с Японией, в корейском парламенте стали с полной серьезностью обсуждать проект строительства гостиницы на Токто, чтобы принимать туристов. Для этого было предложено забетонировать перемычку между островами и "отгрохать" там крупный отель. Хорошо, что возобладало здравое мышление, да и громкие протесты "зеленых" помогли. Отель так бы и пустовал почти всегда, поддерживать его в рабочем состоянии было бы трудно (ветер, волны, частые штормы), а ущерб экологии был бы огромным. Сейчас витает более здравая идея - превратить Токто в государственный морской и геологический заповедник.

    Кстати, с точки зрения геологии Токто  - очень любопытное образование. Два острова и "выглядывающие" из воды скалы - это верхняя часть мощной подводной горы, абсолютная высота которой составляет 2200-2300 метров. А так в этих краях средние глубины - в районе двух километров. Токто же, получается, доминирующая вершина, что, однако, скрывается, морем.

    Из других любопытных фактов про Токто - некоторое время до Корейской войны американские военные летчики использовали остров как полигон для бомбометания. Тогда на острове никого не было, да и спор между Сеулом и Японией не возникал. А американцы, летая с баз в Японии в Корею, по пути обратно либо сбрасывали на Токто остатки боезапаса или потом вообще упражнялись в точности ударов. Все закончилось, когда они случайно разбомбили небольшое корейское рыболовецкое судно, которое по несчастью оказалось в этом районе в самый неподходящий момент. Американцы сильно извинялись, выплатили компенсации, а кидать бомбы с тех пор прекратили. Корейцы же говорят, что с того периода до сих пор на дне вокруг архипелага хватает неразорвавшихся боеприпасов, которые еще когда-то придется обезвреживать. Да и сам остров несколько изменил свою внешность. Из-за бомбардировок часть скал была "срезана" или вообще снесена. Но это, как говорится, было давно. 

    "Токто - исконно корейская территория!"

    После того, как все туристы удовлетворили свой пыл фотографов, все просто молча, словно зачарованные смотрели на Токто. Острова хотя и небольшие, но очень красивые. Много скал самого причудливого вида и формы.

    Как и следовало ожидать, всплыла тема японских притязаний. Корейцы, насколько можно было судить по доносившимся репликам, высказывались о попытках соседей "оттяпать" Токто весьма нелестно.

    В этой связи вспомнилась первая попытка добраться до Токто, которая была в 2005 году. Тогда иностранным журналистам организовали беседу с представителями знаменитой "гвардии Токто". История ее появления следующая. Под шумиху Корейской войны 1950-53 гг., когда Северная Корея воевала с Южной, представители Японии высадились на Токто и оставили там надпись, что это, мол, японская территория. После окончания Корейской войны 33 корейских добровольца приехали на остров, ликвидировали все следы пребывания японцев, установили свои знаки и несколько лет оставались на острове, охраняя его. Потом их сменили полицейские. В 2005 году довелось побеседовать с двумя бойцами той легендарной гвардии. Запомнилось, что они достаточно негативно настроены к японцам и сейчас с удовольствием вспоминают случай в 1954 году, когда не позволили приблизиться японскому судну к острову. Один из тех бойцов 77-летний Чон Вон До с решимостью и блеском в глазах сказал: "Может быть мы сейчас не так сильны, как ранее, но до сих пор при необходимости готовы и сами защитить наш Токто".

    Пожалуй, что этот подход характерен для корейцев. Токто для них - это не просто "какой-то" остров. Это уже и символ национального суверенитета, и национальная гордость, и, как уже говорилось, "дело принципа". А потому, как часто можно увидеть надписи в самых разных местах Кореи: "Токто - исконно корейская территория". 

    Вместо эпилога

    Обещанная качка в полной мере проявила себя на обратном пути от Токто к Уллындо. Опять надвигалось ухудшение погоды, неподалеку стали греметь гром и сверкать молнии, а потому капитан парома стремился успеть проскочить до шторма. Пошвыряло достаточно сильно, подавляющее большинство пассажиров использовали по пять-шесть пакетов, так как стало выворачивать наизнанку. После Токто пристань Уллындо, да и сам этот остров казался необъятной громадиной.

    К счастью, на следующий день природа сменила на полдня гнев на милость, позволив "проскочить" паромам с материка и тут же, приняв пассажиров с острова, уйти обратно. Так и закончилась эта командировка на спорные острова, хотя, признаюсь, заноза по поводу того, что так и ступил на Токто, все же осталось. А потому, наверное, до следующих встреч, Уллындо и Токто...

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться