Куды, как говорится, "бечь"? К жизни, понятно. Вот я и бегу к ней. Ведь в такой стране удивительной живем: чтобы ни происходило, а коллекцию оптимизма непременно найдется чем пополнить.
Вот уж почти два года я пишу с нескрываемым удовольствием колонки в "Российскую газету", и все - своими словами. А вот сегодня будет много слов чужих, потому что они-то и есть часть моей коллекции оптимизма.
Такие, например, слова: "Бардак - это самый верный ориентир для наведения Порядка, зона роста и развития, пространство для создания чего-то нового. Если в своей работе или работе компании в целом вам посчастливилось разглядеть большой или маленький Бардак, значит вы найдете интересное поле возможностей для самореализации".
Каково, а?
А это как вам нравится: "Знание - это не столько процесс получения информации в ходе обучения, сколько процесс осмысления и критического анализа этой информации. Знать и не делать - все равно что не знать"?
Кто сказал, что это - философская книга? Это вообще не книга - брошюра, тоненькая такая, маленькая, вся состоящая из подобных определений, которые я еще поцитирую, поскольку убежден: они очень даже могут пригодиться любому человеку.
Не так давно я начал писать и, к счастью, печатать книги под названием "Многослов". Аж три книги вышло! Я абсолютно убежден: понимая смысл слов, мы можем в конце концов понять смысл жизни. И вот с тех пор, как я всерьез занялся поиском смысла привычных слов, - меня очень интересуют люди, которые движутся той же дорогой.
Вот с такими, например, определениями: "Лидерство - это выбор, а не должность (Стивен Кови)... Лидерство - это способность настолько ясно донести до людей мысль об их достоинстве и потенциале, что они смогут увидеть эти качества в себе".
Как вам это нравится? Лидер - не тот, кто впереди всех на боевом коне, а тот, кто раскрывает других людей!
Ну что ж - пора, как говорится, раскрыть карты. Все эти определения взяты мной из брошюры, которая называется "Азбука смыслов". А вот жанр брошюры определить трудно, скорее всего подойдет такой: служебные инструкции.
Кто сказал, что я издеваюсь? Да, я давно заметил: российские люди с радостью верят фантазиям и с большим трудом - правде.
Брошюру "Азбука смыслов" написал генеральный директор... чего не скажу, чтобы не выглядело рекламой. А фамилию назову, чтобы не выглядело плагиатом: Денис Котов.
Я столь обильно цитирую брошюру, потому что ни купить, ни достать ее невозможно. Она - для внутрикорпоративного пользования. Не для славы, не для денег, не для каких иных материальных благ написал эту брошюру Котов, а только и сугубо для того, чтобы найти со своими сотрудниками общий язык.
Чтобы, к примеру, знали сотрудники: "Видение возможностей - это способность обнаруживать и создавать возможности для себя и для компании там, где их не видят другие, или там, где их не было раньше".
Понимаете, в чем повод для оптимизма? Руководитель видит в своих сотрудниках не рабов, а сотворцов. Не тех, кем надо командовать, а тех, с кем вместе надо делать одно общее дело.
Можете обвинять меня в излишнем оптимизме, но в таком взгляде я хочу видеть тенденцию. И буду видеть!
Вот ведь некоторое время тому назад ко мне обратился серьезный банкир и попросил, чтобы я взял у него интервью, которое будут слушать сотрудники его банка.
"Зачем это вам?" - удивился я. "А как я еще объясню им принципы моего подхода к делу? - в свою очередь, удивился он. - Лекцию им читать? Скучно... А так, вы возьмете у меня интервью, и они многое поймут, понимаете?"
Увидев, что я понимаю не до конца, мне объяснили: можно, конечно, в своих подчиненных видеть рабов. И рабы вполне себе умеют работать... До первой неожиданной проблемы. Для того чтобы решать неожиданные проблемы, надо быть творцом, то есть - не рабом... Вот ведь как.
Пока мы 70 лет строили социализм, запад в те самые годы создавал теорию бизнеса. Мы же в бизнес нырнули сходу-сдуру, не то что не понимая его законов, а довольно туманно соображая, что такие законы есть. И - поплыли. Многие по дороге утонули. Многие вернулись обратно - поняв, что не их это дело. Но ведь осталось немало тех, кто продолжает плыть!
И, знаете, что я в свою коллекцию оптимизма помещаю непременно? Понимание все большим количество людей, что в сегодняшнем мире бизнес нахрапом не построить. И если ты хочешь достичь результатов, ты должен найти со своими сотрудниками общий язык.
Ведь язык, как пишет Котов, "является одним из главных ресурсов, который есть у каждого человека для изменения происходящего вокруг". Представляете? Не пистолет меняет происходящее вокруг. И не деньги. А взаимопонимание.
У меня складывается ощущение - весьма оптимистичное - что сегодня модным становится поиск смыслов. Мы утомились от бега, нам хочется разобраться.
Генеральный директор пишет и издает брошюрку только для того, чтобы сотрудники его лучше понимали. При этом пишет ее так, что хочется цитировать и цитировать. Пессимисты, по-моему, отдыхают..