Новости

У Счетной палаты есть претензии к застройщикам, дорожникам и энергетикам
Коллегия Счетной палаты в пятницу рассмотрела отчет о проверке строительства объектов саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Программа строительства выполнена более чем на 99 процентов. По оценке аудиторов, доля средств, потраченных на подготовку к форуму с нарушениями финансово-бюджетного законодательства, превысила в 2008-2012 годах 15 миллиардов рублей.

После заседания председатель Счетной палаты Сергей Степашин прокомментировал корреспонденту "РГ" итоги проверки, рассказав также о новых проверках и проблемах бюджета 2013 года.

Счетная палата последние три года постоянно контролировала подготовку саммита. Тем не менее "хвостов" там, судя по материалам коллегии, осталось предостаточно.

Сергей Степашин: Последняя проверка с выездом на стройки саммита прошла в октябре. Должен констатировать, что на тот момент не были введены в эксплуатацию (как положено, со всеми документами, а не в тестовом режиме) свыше 40 объектов. По прогнозу Минрегиона России, их введут в эксплуатацию в конце ноября.

Вызывает беспокойство ситуация на 4-м участке автодороги "Поселок Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл". Всем известно о неоднократных обрушениях вертикальных скальных откосов обочин на этой дороге. Как минимум на двух пикетах - это видно невооруженным глазом - сохраняется возможность камнепада и завала проезжей части. Проектировщики и подрядчики должны исправить ситуацию. Этот вопрос в зоне ответственности дорожной службы Приморского края.

А что за история с недостроенными гостиницами?

Сергей Степашин: Действительно, две пятизвездочные гостиницы, заложенные к саммиту АТЭС, не построены. Деньги на них были выделены полностью, но они не осваивались, а "крутились" на банковских депозитах. Подрядчиков заменили. Это привело к затягиванию сроков сдачи. Так что гостиницы будут достроены только в следующем году. И это, увы, не единственный пример. Не достроен, как обнаружила Счетная палата, еще и краевой театр оперы и балета. Местные власти обещают завершить эту стройку также в первом полугодии 2013 года.

Не все гладко и на новом аэровокзальном терминале, где мне также довелось побывать. Циклон "Самба" в ночь с 17 на 18 сентября этого года преподнес жестокий урок проектировщикам привокзальной площади, которая практически полностью была затоплена дождевыми стоками. Ливневая канализация по своим параметрам не рассчитана на такой уровень осадков. Как доложили представители подрядчиков и дирекции аэровокзала, необходимые водооттоки были сделаны уже во время проверки Счетной палаты.

Еще одна серьезная проблема - жители Владивостока пока не могут в полной мере ощутить всю прелесть новых кратчайших транспортных маршрутов. Из-за недостаточного финансирования не были сделаны съезды и выезды с построенных автодорог, в том числе в районе бухты Тихой, улицы Снеговая и других. Великолепно выглядит построенный РЖД комплекс интермодальных перевозок на маршруте Владивосток - аэропорт Кневичи. Но не всем это по карману и по времени. Теперь компании предстоит заинтересовать пассажиров активнее пользоваться аэроэкспрессами, в том числе с помощью оптимизации расписания, введения гибких тарифов и сокращения времени в пути. И обеспечить полную загрузку электричек.

Для строительного контроля работ генподрядчика - ЗАО "Крокус Интернешнл" - Дальневосточная дирекция минрегиона привлекла на конкурсной основе стороннюю организацию - ООО "ИГ "Пионер". Выходит, контролер нанял еще одного контролера?

Сергей Степашин: Да, причем Счетной палатой выявлен факт принятия и оплаты работ в сумме почти 95 миллионов рублей еще до момента оплаты заключения контракта с этой фирмой. Всего же "Пионер" получил за свои услуги свыше 700 миллионов рублей. Классический случай воровства средств федерального бюджета. Впрочем, и в ходе предыдущей проверки в октябре 2011 года к Дальневосточной дирекции предъявлялись претензии за необоснованные расходы на стройнадзор.

В середине октября во Владивостоке прошел международный семинар по энергетике труднодоступных и островных территорий АТЭС. Эксперты были очень озабочены состоянием энергообеспечения острова Русский. Вы побывали там десять дней назад. Ситуация действительно тревожная?

Сергей Степашин: Счетная палата разделяет беспокойство экспертов. Надежность электроэнергетики острова невысока. На момент нашей октябрьской проверки не была подключена газовая составляющая местной электрогенерации. Проекты малой распределенной энергетики на основе возобновляемых источников энергии на острове также не были реализованы. Кроме того, нужно рассчитать тарифы на электроэнергию и утвердить их. Если этого не сделать, возможно резкое, в 5-6 раз, удорожание электроэнергии. Тогда содержание ряда объектов АТЭС может стать "золотым".

Говорят, и с питьевой водой на острове проблема...

Сергей Степашин: Местное население и кампус Дальневосточного федерального университета потребляют воду, полученную путем опреснения морской воды. Однако на момент нашей проверки официальное заключение экологической экспертизы на качество этой воды отсутствовало. Воду мы попробовали - пить можно. Впрочем, возникших опросов это не снимает. На момент проверки, например, не было реализовано первоначальное проектное решение - подача воды на остров Русский из Владивостока через магистральный водовод, проходящий по морскому дну. Как установила Счетная палата, выделенные на это деньги были перераспределены на строительство других объектов. И подрядчик дополнительно запросил на строительство этого водовода 3,5 миллиарда рублей. Считаем эту цифру завышенной. Так что нужно найти оптимальный по стоимости вариант решения проблемы.

Есть на острове и экологические проблемы. Несмотря на техническую готовность, вновь построенный на острове современный комплекс по переработке твердых бытовых отходов не имеет полигона для их утилизации. Кроме того, зафиксирован ежедневный вывоз мусора в район несанкционированной свалки на мысе Вятлино, не позволяющий обеспечить ее рекультивацию. Попутно не могу не отметить, что часть стоков от очистных сооружений острова направлена в бухту Новик - лучшую акваторию для выращивания устриц и трепанга.

Похоже, Вас волнует еще что-то?

Сергей Степашин: Да. Я бы даже сказал - сильно огорчает. На территории острова есть несколько экспозиций Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. Среди них - "Ворошиловская батарея", которая с вводом автомобильного сообщения между островом Русский и Владивостоком стала доступной для всех желающих. И это замечательно. Но в то же время построенная в рамках подпрограммы "Улично-дорожная сеть острова Русский" асфальтовая автодорога обрывается примерно за километр до филиала музея. Дальше - узкая грунтовая дорога. Вдобавок новая трасса закрыла существовавшие ранее съезды к двум фортам и "Великокняжеской батарее". Считаю, это надо исправить.

В начале ноября Вы лично побывали на основных стройках АТЭС. Прошлись по родным местам. Вы ведь провели во Владивостоке часть детства. Какие впечатления привезли в Москву?

Сергей Степашин: Я увидел, что на Дальнем Востоке, несмотря на все, о чем мы только что говорили, в целом успешно и в рекордно короткие сроки реализован крупнейший российский инвестпроект. Его экономический резонанс в самом близком будущем почувствуют все ведущие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Государство, регион и город от этого проекта получили уже очень многое. По сути, новое будущее для одной из геополитически наиболее важных наших территорий. Проведена газификация края, построены великолепный университетский городок и новый аэровокзал. Реконструированы автодороги. Радуют глаз красавцы-мосты через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, а также низководный мост. Все это - результат огромного труда десятков коллективов проектировщиков и строителей.

А что касается родных мест... Был, конечно. Администрация города заверила, что два барака по улице Гамарника, в одном из которых я жил мальчишкой, будут окончательно расселены в декабре текущего года.

О каких еще "громких" проверках мы услышим до конца года?

Сергей Степашин: Завершится проверка эффективности использования бюджетных средств крупными госкомпаниями, в том числе по вопросам непрофильных расходов. Проверка затронет, в частности, и деятельность Российского футбольного союза. О результатах проверки ОАО "Оборонсервис" все, полагаю, уже слышали.

Через неделю Госдума рассмотрит проект бюджета на ближайшие три года во втором чтении, во время которого, как правило, и вносятся все основные поправки. На ваш взгляд, какие моменты депутаты ни в коем случае не должны обойти вниманием?

Сергей Степашин: В первую очередь нас волнует ситуация в сфере межбюджетных отношений. Здесь сконцентрированы крупные риски, связанные с реализацией Указов Президента от 7 мая.

Эти указы, как вы помните, содержат меры дополнительной бюджетной поддержки здравоохранения, образования, науки и улучшения демографической ситуации в стране. Проект бюджета предусматривает выделение дополнительных дотаций регионам на эти цели в объеме 100 миллиардов рублей.

Дотации эти покрывают менее трети дополнительных расходов регионов. Причем законопроект предполагает общее сокращение объема межбюджетных трансфертов, а планируемые меры по укреплению собственной доходной базы субъектов Федерации выглядят, с нашей точки зрения, недостаточными и непоследовательными.

Все это чревато существенным ростом дефицита консолидированных бюджетов территорий. Счетная палата будет настаивать на дополнительных мерах для обеспечения сбалансированности бюджетов наиболее проблемных регионов. В частности, это можно сделать за счет сокращения их долгового бремени, рефинансировав их задолженности перед федеральным бюджетом.

Еще один предмет нашего беспокойства - обсуждаемый в настоящее время проект "Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года". Кроме того, мы рассчитываем, что нижняя палата вернется к проблеме финансирования строительства метро в городе Волгограде. Ну и ждем от депутатов рассмотрения проекта новой редакции закона о Счетной палате.

Справка "РГ"

В транспортной, коммунальной и социальной сфере Приморья, благодаря стройкам к форуму АТЭС, созданы основные фонды в объеме 673 миллиарда рублей.

25 комплексных проектов на общую сумму почти 690 миллиарда рублей были профинансированы в рамках подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе". Затраты федерального бюджета на эти объекты превысили 203 миллиарда, из бюджетов края и города Владивостока выделено 35,7 миллиарда. Расходы из внебюджетных источников 451 миллиард рублей. То есть инвестиции бизнеса составили 65 процентов от всего объема финансирования.