Наталья Антипина: Оформить недвижимость в собственность можно будет через интернет

Вчера гостем редакции на "Деловом завтраке" была Наталья Николаевна Антипина, исполняющая обязанности руководителя Росреестра. Это организация, без которой в стране могут обойтись разве что младенцы. Любой человек и любое предприятие, будь то государственное или частное, хоть раз в жизни сталкиваются с тем, что надо регистрировать недвижимость, жилье, землю. Сказать, что это трудный и хлопотный процесс - ничего не сказать.

Это очень трудная, часто очень дорогая, да еще с учетом собирания справок - и не быстрая процедура. Проще говоря, сфера, которой занимается Росреестр, - жизненная необходимость для населения и экономики. Она напрямую влияет на бизнес и социальный климат.

Говорили мы долго и обо всем. О том, как самому проверить и зарегистрировать жилье. Что нужно сделать, чтобы не стать жертвой "небоскребов на шести сотках", когда можно будет рассмотреть свое жилье на самой точной карте, почему скоро мошенники не смогут продать проблемное жилье или обманом его зарегистрировать. Поинтересовались, когда регистраторы начнут работать с нотариусами, и почему скоро не нужны будут свидетельства о собственности?

Наталья Антипина рассказала, что в Росреестре изменилось за последнее время. Оказалось, что многое. Некоторые новации вызвали удивление даже у журналистов. Поэтому можно смело утверждать, что для наших читателей появление некоторых возможностей этого нужного ведомства так же станет неожиданностью. Заранее оговоримся, - в основном - приятной.

Наталья Николаевна, Вам когда-нибудь приходилось самой регистрировать недвижимость? Ведь у вас есть связи, вы можете позвонить, попросить.

Наталья Антипина: Да, регистрировать приходилось. Но я обратилась к посреднику. Не привыкла пользоваться своим должностным положением, это моя принципиальная позиция.

Вне должности я обычный человек. Я понимаю, что регистрация недвижимости - это сложные услуги и мне трудно самой разобраться, поэтому я доверяю профессиональным посредникам.

Посредники сами по себе вроде бы не плохо, но, честно говоря, далеко не каждый у нас в стране может себе их позволить.

Наталья Антипина: Каждый должен иметь право выбора, идти ему к профессиональному посреднику или напрямую обращаться в Росреестр. Гражданину должно быть понятно, у нас есть закон об услугах, в котором четко написаны его права, которые он должен знать. На сегодня не все граждане свои права знают. Но они есть. А мы как органы власти, обязаны их обеспечивать. В частности, проинформировать человека, как получить наши услуги. Это наш слабый момент, который мы сейчас видим. Но скоро будет целая программа по этому направлению.

Можно, с этого момента поподробней?

Наталья Антипина: Во-первых, у нас есть официальный сайт. Правда, он изложен чиновничьим языком. Я против этого подхода. И мы сейчас уже сейчас меняем принцип работы сайта и разработали новую стратегию развития нашего информационного ресурса. Именно там, на сайте, будет сформирована в понятном для заявителя виде его индивидуальная "траектория" получения услуги в соответствии с конкретной жизненной ситуацией гражданина. У нас очень сложная услуга по регистрации прав. У нас более 50-ти подуслуг. Да, объективно трудно разобраться. Но мы хотим минимизировать эти трудности, и сделать, чтобы гражданин, когда хочет купить участок, ему бы объяснили, как это сделать самому во всех деталях.

 
Видео: Александр Шансков

Это будет онлайн режим?

Наталья Антипина: Все это будет на сайте. Вы заходите на него, вам задают несколько наводящих вопросов, чтобы идентифицировать вас. Вы хозяин, посредник, действуете по доверенности, родственник.

Мы хотим это сделать в каждом офисе нашего приема. Заходя в офис, вы подходите к информационному окну, а там этот стандарт будет заложен. То есть, вы задаете наводящие вопросы, и можете распечатать этот документ, взять на руки. По сути это будет стандарт конкретной услуги.

Полностью беседу с главой "Росреестра" Натальей Антипиной читайте в одном из ближайших номеров "Российской газеты".

Фоторепортаж