Как впоследствии оказалось, два миллиона рублей ему были перечислены по ошибке. После чего жителя Канаша обвинили в краже и вынесли приговор - три года лишения свободы. В Адвокатской палате Чувашии утверждают: это первое подобное решение в российской судебной практике.
Впрочем, случаи, когда банк по ошибке перечислял на карточку большие суммы денег, уже были. Новоявленные миллионеры поступали по-разному. Кто-то обращался в банк и пытался узнать, с какого счета были перечислены деньги, кто-то тут же их тратил, кто-то просто выжидал.
Алексей поступления такой большой суммы денег ждал. Два миллиона рублей он попросил у одного из своих знакомых в долг. Обналичили вексель, банк сделал перевод, но через несколько дней на международную банковскую карту мужчины снова пришла такая же сумма. Уже после того, как Алексей снял и потратил деньги, выяснилось, что второй перевод стал результатом ошибки сотрудника одного из операционных офисов финансового учреждения.
Схема действий в таких случаях отработана. При обнаружении ошибки банк связывается с получателем, уточняются нюансы случившейся ошибки и способ возврата денег. Для закрепления результата переговоров дело рассматривают в гражданском суде. Так начиналось и в этот раз.
- Со мной связалась служба безопасности банка. Они показали мне документы, я с ними согласился. Мы обговорили, что эту сумму нужно вернуть, но мне нужно время. Сказали, что все понимают и будут держать со мной связь, - рассказывает Алексей.
Однако, после того гражданский суд удовлетворил иск финансового учреждения о взыскании денег, на мужчину завели уголовное дело, обвинили в хищении в особо крупном размере и приговорили к трем годам лишения свободы в колонии общего режима и штрафу в 50 тысяч рублей. Алексей с такой постановкой вопроса не согласен. По сути, суд посчитал преступлением снятие денег со своей собственной карты.
Адвокат Владимир Усанов с ним согласен. По его мнению, обвинять Алексея в хищении или краже было неправильным, ведь банк сам перечислил деньги, никто никого не вынуждал этого делать.
- С другой стороны, в договоре с банком написано, что клиент должен вернуть деньги, поступившие на карту в результате ошибки, а этого сделано не было. Поэтому было бы логичнее предъявить ему обвинение в мошенничестве, но никак не в хищении денег, - говорит Владимир Усанов.
В Чувашском отделении банка отмечают, что случаи ошибочного зачисления денег на банковские карты периодически возникают. Причиной тому может стать и технический сбой, и человеческий фактор.
- Ошибается не только банк, но и клиенты. Мы, как правило, идем навстречу тем, кто неверно указывает реквизиты, и стараемся вернуть деньги, хотя ошибка произошла не по нашей вине. Как правило, нам удается договариваться с клиентами о возврате денег и в случаях, когда ошибается банк. Нередко их возвращают еще до того, как мы обнаружим ошибку. Но в данном случае речь идет о достаточно серьезной сумме денег. Кроме того, господин Злобин не сразу признал факт получения неправильно перечисленных денег и не проявил инициативы, чтобы вернуть потраченное, - говорит инспектор Чувашского отделения банка Наталья Альгешкина.
Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков считает, что в данном случае ответственность должны разделить и сотрудники банка:
- Вести речь об уголовном наказании я бы не стал. Конечно, молодому человеку стоило бы поинтересоваться, откуда взялись деньги, но не надо снимать вину и с банка. Сотрудники учреждения также должны нести ответственность за то, что совершили ошибочную операцию.
Алексей Злобин уже подал кассационную жалобу на решение Канашского районного суда. Его адвокат намерен снять с молодого человека уголовную ответственность.
Вопрос о том, является ли хищением снятие пусть и чужих денег с собственного банковского счета, будет решать Верховный суд Чувашии, но уже сейчас понятно, что сфера отношений между банком и клиентами нуждается в серьезной правовой доработке.