Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк обратился в правоохранительные органы и Роскомнадзор с требованием обязать интернет-ресурсы, которые содержат компьютерные игры для взрослых, исполнить требования действующего законодательства по ограничению к ним доступа детей и подростков.
Необходим тщательный анализ правоприменения, считает Сергей Железняк. Нужно не просто мониторить ситуацию с доступом к таким играм несовершеннолетних, но в случае, если владельцы ресурса не соблюдают закон о защите детей от вредной информации, добиваться исполнения закона и блокировать доступ к злостным нарушителям. Ресурсы, содержащие взрослый контент, должны предусматривать верификацию личных данных пользователей, позволяющую подтвердить их возраст. Есть разные варианты верификации, по которым можно определить возраст того, кто хочет поиграть. Одна из самых распространенных - авторизация по данным кредитной карты или платежного аккаунта. Есть вариант идентификации игрока по его данным на других ресурсах, где выложены его фото, переписка, существуют и другие способы авторизации, пояснил Железняк. Контролем доступа должны заниматься сами интернет-ресурсы. А регулятор должен мониторить и контролировать исполнение сайтами требований законодательства.
Но кроме запрещенной законом информации, есть и компьютерные игры. Их по Закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" нужно маркировать. В ряде компьютерных магазинов детям уже не продают игры, которые предназначены только для взрослой аудитории. Ведь различные "стрелялки" могут вызывать неадекватную реакцию у детей.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров в одной из бесед в "РГ" высказывал личное мнение о том, что компьютерные игры нужно маркировать. "У ребенка совсем другое восприятие информации. Виртуальный и реальный мир, особенно у детей младшего возраста, пересекаются. И когда ребенок после игры в "стрелялки" выходит на дорогу, он уверен, что у него еще девять жизней. А его сбивает машина. Очевидно, игры, так влияющие на психику детей, должны маркироваться и не попадать им в руки", - объяснял тогда Жаров.
Однако надо отметить, что сейчас Роскомнадзор не отвечает за маркировку игр.
В то же время ведомство несет ответственность за блокировку вредоносных ресурсов. А многие игры давно перекочевали в разряд онлайновых, когда одновременно большое число пользователей из разных стран бродят по виртуальному миру в одиночку или объединившись в группы.
Роскомнадзор, между тем, продолжает фильтровать противоправный контент. За десять дней работы ресурса zapret-info@gov.ru из почти девяти тысяч заявок только 34 процента были переданы для экспертизы, остальные просто не прошли первичный анализ специалистов. "Причиной отказа в основном стало несоответствие содержания обозначенной в заявке информации критериям подлежащего запрету по закону контента, а также неполные или недостоверные ссылки", - отметили в Роскомнадзоре.
Под пристальное внимание экспертов госнаркоконтроля попала в том числе и одна из страничек интернет-энциклопедии "Луркоморье". Еще на прошлой неделе было принято решение о необходимости заблокировать к ней доступ. И к администрации ресурса обратились с просьбой убрать заметку, где содержится пропаганда наркопотребления, что запрещено законом. Однако, по словам источника, знакомого с ситуацией, информация так и не была снята за два дня. Поэтому у Роскомнадзора были все основания включить эту страничку в Единый реестр вредоносных сайтов, чтобы операторы связи блокировали доступ к ней своих абонентов. Те, у кого есть необходимое оборудование, могут при этом включить тонкую фильтрацию контента этого ресурса. И получается, что они могут, как и прежде, заходить на ресурс юмористической интернет-энциклопедии. А абоненты операторов, которые заблокировали запрещенную информацию по IP-адресу, не смогут зайти на ресурс. Правда, в Роскомнадзоре не стали комментировать эту ситуацию.
При этом, как уточняют в ведомстве, всего сейчас в Едином реестре более 180 записей. В то же время только 10 интернет-ресурсов, где есть запрещенная информация, попали в список сайтов, в отношении которых операторы связи обязаны включать фильтрацию. Вся остальная информация, попавшая в реестр, была удалена либо владельцами сайтов, либо провайдерами.
Тем временем
Количество россиян, которые играют в онлайн-игры, приблизилось к 40 миллионам человек, подсчитали эксперты. Объем рынка онлайн-игр превысил миллиард долларов. Россия стала страной, где теперь проводят мировые премьеры игровых блокбастеров. И отечественные игровые проекты становятся популярны за рубежом.