Пермские предприниматели неохотно используют схемы франчайзинга

Несмотря на присутствие в Прикамье известных торговых марок и кажущееся их разнообразие, число предпринимателей, развивающих свой бизнес по договору франшизы, остается весьма скромным.

Франчайзинг, то есть развитие бизнеса под уже известной торговой маркой, позволяет максимально облегчить предпринимателю вхождение на рынок, воспользоваться преимуществом централизованной рекламной поддержки и обеспечить себе постоянный поток клиентуры.

- Берясь за бизнес по франшизе, предприниматель покупает не торговую марку - он приобретает готовый бизнес со всеми стандартами и полный экономический расклад, позволяющий увидеть, на чем он может получить прибавочную стоимость, - говорит владелец пермской сети быстрого питания и фотосервиса, развившейся с помощью франшиз, Александр Никифоров. - Другое дело, что такой бизнес не сулит легкой жизни. Он покажет, насколько вы предприниматель. Ошибочно думать, что достаточно купить франшизу, и завтра вы улетите на Канары. Нет, внутри бренда надо жить…

В Прикамье бизнес на основе франчайзинга развивается в основном в общественном питании, сфере услуг и торговле. Однако в регионе даже нет единой статистики, учитывающей, какой процент бизнеса развивается на основе франчайзинговых схем и сколько в целом российских и зарубежных франшиз уже удалось привлечь в регион.

- По большей части предприниматели сами выходят на франчайзеров, сами приводят марки в Пермь и далее под ними работают, - говорит эксперт в области франчайзинга Юлия Богушевская.

По данным Сбербанка России, проблемы те же самые, что и при открытии своего дела, не связанного с франшизой: начинающие предприниматели не знают, с чего начинать, где взять средства на открытие своего проекта, где найти партнеров и кто их потенциальный потребитель. Может быть поэтому из каждых десяти стартапов обороты набирает в лучшем случае один, а остальные разоряются.

С точки зрения опытных предпринимателей, есть и более специфические трудности, например, недостаток площадей в торговых центрах. И это при том, что торговая недвижимость в Перми, в буквальном смысле слова, на каждом шагу. Но далеко не у каждого объекта выгодное для бизнеса место расположения.

- Степень развития франчайзинга отражает общее положение дел в малом бизнесе, - полагает председатель комитета по экономической политике и налогам Заксобрания Пермского края Елена Гилязова. - Но настораживает, что более чем из 30 проектов по франшизе, аккредитованных в крупнейшем банке России, 17 относятся к сфере услуг, 13 - к торговле, преимущественно одеждой, и лишь один - к сфере производства. Так что пока развитие франчайзинга похоже на стагнацию.

- По статистике иметь свой бизнес хотели бы более 70 процентов взрослого населения России, однако в реальности свои намерения реализуют единицы, - говорит директор управления продаж малому бизнесу Западно-Уральского банка Сбербанка России Наталья Левченко. - Банк решил формировать новые предприятия и предоставлять для этого финансовый ресурс желающим. Для снижения в первую очередь своих рисков банк развивает это направление только на основе франчайзинговых технологий. Такой бизнес наиболее живуч и намного чаще становится успешным.

В правительстве края сообщили, что при реализации бизнес-проектов на основе франчайзинга могут использоваться и механизмы господдержки. Как сообщил замначальника департамента промышленной политики мэрии Перми Павел Носков, разработка необходимых нормативно-правовых актов уже начата.

Кстати

Первые предприятия на основе франчайзинга появились в СССР еще в начале девяностых годов. В основном это были заведения общественного питания в Москве под разрекламированными западными марками. Прошло более 20 лет, и картина на рынке изменилась до неузнаваемости: вопреки скептикам, 68 процентов всех торговых марок, развиваемых на основе франчайзинга, сегодня - российского происхождения, и лишь 12 процентов - родом из США. Вместе с тем, в мире франчайзинговые схемы применяются в 75 видах деятельности, в России - всего в 20.