Франчайзинг, то есть развитие бизнеса под уже известной торговой маркой, позволяет максимально облегчить предпринимателю вхождение на рынок, воспользоваться преимуществом централизованной рекламной поддержки и обеспечить себе постоянный поток клиентуры.
- Берясь за бизнес по франшизе, предприниматель покупает не торговую марку - он приобретает готовый бизнес со всеми стандартами и полный экономический расклад, позволяющий увидеть, на чем он может получить прибавочную стоимость, - говорит владелец пермской сети быстрого питания и фотосервиса, развившейся с помощью франшиз, Александр Никифоров. - Другое дело, что такой бизнес не сулит легкой жизни. Он покажет, насколько вы предприниматель. Ошибочно думать, что достаточно купить франшизу, и завтра вы улетите на Канары. Нет, внутри бренда надо жить…
В Прикамье бизнес на основе франчайзинга развивается в основном в общественном питании, сфере услуг и торговле. Однако в регионе даже нет единой статистики, учитывающей, какой процент бизнеса развивается на основе франчайзинговых схем и сколько в целом российских и зарубежных франшиз уже удалось привлечь в регион.
- По большей части предприниматели сами выходят на франчайзеров, сами приводят марки в Пермь и далее под ними работают, - говорит эксперт в области франчайзинга Юлия Богушевская.
По данным Сбербанка России, проблемы те же самые, что и при открытии своего дела, не связанного с франшизой: начинающие предприниматели не знают, с чего начинать, где взять средства на открытие своего проекта, где найти партнеров и кто их потенциальный потребитель. Может быть поэтому из каждых десяти стартапов обороты набирает в лучшем случае один, а остальные разоряются.
С точки зрения опытных предпринимателей, есть и более специфические трудности, например, недостаток площадей в торговых центрах. И это при том, что торговая недвижимость в Перми, в буквальном смысле слова, на каждом шагу. Но далеко не у каждого объекта выгодное для бизнеса место расположения.
- Степень развития франчайзинга отражает общее положение дел в малом бизнесе, - полагает председатель комитета по экономической политике и налогам Заксобрания Пермского края Елена Гилязова. - Но настораживает, что более чем из 30 проектов по франшизе, аккредитованных в крупнейшем банке России, 17 относятся к сфере услуг, 13 - к торговле, преимущественно одеждой, и лишь один - к сфере производства. Так что пока развитие франчайзинга похоже на стагнацию.
- По статистике иметь свой бизнес хотели бы более 70 процентов взрослого населения России, однако в реальности свои намерения реализуют единицы, - говорит директор управления продаж малому бизнесу Западно-Уральского банка Сбербанка России Наталья Левченко. - Банк решил формировать новые предприятия и предоставлять для этого финансовый ресурс желающим. Для снижения в первую очередь своих рисков банк развивает это направление только на основе франчайзинговых технологий. Такой бизнес наиболее живуч и намного чаще становится успешным.
В правительстве края сообщили, что при реализации бизнес-проектов на основе франчайзинга могут использоваться и механизмы господдержки. Как сообщил замначальника департамента промышленной политики мэрии Перми Павел Носков, разработка необходимых нормативно-правовых актов уже начата.
Кстати
Первые предприятия на основе франчайзинга появились в СССР еще в начале девяностых годов. В основном это были заведения общественного питания в Москве под разрекламированными западными марками. Прошло более 20 лет, и картина на рынке изменилась до неузнаваемости: вопреки скептикам, 68 процентов всех торговых марок, развиваемых на основе франчайзинга, сегодня - российского происхождения, и лишь 12 процентов - родом из США. Вместе с тем, в мире франчайзинговые схемы применяются в 75 видах деятельности, в России - всего в 20.