Всего 5-6 дней простоявший на таможне грузовой автомобиль примерно на 20-25 процентов увеличивает расходы на транспортировку, посетовал в рамках "круглого стола" "Таможенный союз: практическое измерение" замминистра транспорта Сергей Аристов. "А в итоге серьезно растет стоимость продукции на прилавке, что отрицательно сказывается на кошельках потребителей", - заметил он. Чиновник привел печальную статистику, по которой только на контрольно-транспортных пунктах Смоленской области в 2012 году выявлено уже более 57 тысяч нарушений. "Практически каждое третье транспортное средство, проходящее через них, было с теми или иными замечаниями, среди которых, например, отсутствие разрешения на поездку, завышенные весовые параметры и так далее", - подсчитал он.
Есть проблемы и у Россельхознадзора, который также отвечает за пропуск грузов. "Сейчас идет процесс сокращения численности сотрудников, и есть опасения, что имеющегося количества не будет хватать для реализации полномочий. Особенно если учесть, что за последний год почти в полтора раза вырос объем грузопотока",- посетовал начальник управления Россельхознадзора Станислав Захаров.
Разночтения в законодательстве обозначил член Комитета Сената Парламента по природопользованию и развитию сельских территорий Республики Казахстан Кожахмет Баймаханов. "Маркировка молочных продуктов в России предлагает применять термин "молочный напиток" к продукту, полученному из сухого молока, в то же время в Казахстане нет такого термина, но есть "восстановленное молоко". С этой путаницей необходимо разбираться", - резюмировал он.
В то же время способы избежать негативных проявлений объединения в Таможенный союз существуют - показал визит на Стабнинский таможенный пост в Смоленской области. Начальник поста Олег Бондарев рассказал, что таможенная декларация проверяется в среднем около двух с половиной часов, а грузовой автомобиль в целом проводит на таможенном посту не более 14 часов.
"Это позволяет обслуживать в месяц до 5000 машин, при этом на долю электронного декларирования уже сейчас на нашем посту приходится 95 процентов всех поданных грузовых деклараций. В результате подавляющая часть проходящих через пост грузов уходит с него в течение одного дня",- рассказал он.
По мнению Бондарева, представление документов по электронной почте не увеличивает опасность попадания на территорию стран-членов Таможенного союза опасных грузов. С этим согласен и министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин. "Не только таможенная декларация, но и все остальные документы должны быть в электронном виде и в целом 50 процентов товара должен "принимать" не инспектор, а компьютер",- считает он.
Фактический контроль, по словам начальника Стабнинского таможенного поста, проходит около 5-7 процентов товара и этого вполне достаточно. "Ряд грузов, входящих на внешнюю границу ТС, отмечается белорусскими таможенниками как внушающие подозрения, мы их оперативно проверяем. В результате в месяц выявляется около 10-20 товарных партий, где нарушена упаковка, есть подозрения о вскрытии",- пояснил он.
При этом необходимость оперативно решать возникшие проблемы в самое ближайшее время станет главным камнем преткновения. Таможенники России, Республики Беларусь и Казахстана признают, что каждый год с момента создания ТС в целом отмечается почти стопроцентный рост объема товаров, перемещаемых через внешнюю границу, причем около 80 процентов из них составляют товары для России. Управлять подобным грузопотоком становится все сложнее.
Для того чтобы решить возникшие проблемы, Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о необходимости создания единого информационного портала таможенных служб, который ускорит оформление грузов на внешней границе Таможенного союза. Деньги для этого может выдать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
При этом пока заинтересованные службы и ведомства в рамках Таможенного союза действуют не слишком согласованно.
Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота отметил, что таможенные службы и их взаимодействие являются ядром всех процессов интеграции, которые происходят на постсоветском пространстве. "Уже сегодня можно видеть позитивные результаты такого взаимодействия. Так, например, за последние несколько лет время таможенного оформления груза на внешней границе уменьшилось на 20 процентов",- привел он статистику.
По мнению чиновника, это стало возможным в результате создания информационной системы таможенных служб. Однако у бизнеса уже есть мысли по поводу ее дальнейшего усовершенствования.
Их донес до собравшихся начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС России) Владимир Ивин. "Нужен единый межгосударственный портал приема таможенной информации для ускорения информирования таможенных органов по транзиту", - озвучил он пожелания предпринимателей. По словам чиновника, сегодня нередка такая ситуация, когда водитель видит очередь на одном из пропускных пунктов и может принять решение выбрать пункт пропуска через внешнюю границу Таможенного союза. На данный момент для этого необходимо потратить дополнительное время на пересылку документов на груз. Единый портал поможет избежать этой ситуации и сэкономить время. А значит, в итоге и себестоимость груза для конечного потребителя не вырастет.
Григорий Рапота уверен в перспективности этого предложения и в ответ на вопрос представителя ФТС России о финансировании заметил, что средства на это может выделить ЕБРР за счет существующего специального фонда. На данный момент четко обозначить необходимую сумму сложно. "К тому же стоит задуматься о том, чтобы не создавать информационный портал с нуля, а попробовать использовать уже имеющиеся проекты с тем, чтобы взять от них самое лучшее",- резюмировал чиновник.