Зяудин Батыгов: Результат мониторинга для нас очень неожиданный. Было много критериев, в том числе лицензионные и аттестационные, которые мы выдерживаем. Скажем, затраты на научно-изыскательскую работу у нас более 30 тысяч рублей на одного преподавателя в год, а норма - 18 тысяч. Но результаты мониторинга почему-то оценивались всего по пяти параметрам. Кто определял эти нормы, осталось тайной. В документах написано, что активное участие в работе принимал Союз ректоров России. Туда входит и ректор нашего университета, но до последнего времени мы ничего не слышали.
На чем вуз может заработать?
Зяудин Батыгов: Пока только на студентах-внебюджетниках, а также на повышении профессиональной подготовки и квалификации. У нас нет договоров с предприятиями на выполнение промышленных, инновационных разработок, потому что в республике нет действующих крупных производств, они только строятся.
Сколько студентов учится у вас на платной основе и какова стоимость обучения?
Зяудин Батыгов: Контрактников примерно половина. До недавнего времени стоимость обучения у нас была невысока - от 15 до 60 тысяч рублей в зависимости от специальности. Вуз устанавливал ее, ориентируясь на платежеспособность населения дотационной республики. Но с этого года мы были вынуждены ее поднять сразу в несколько раз. Это минимум 60 тысяч рублей в год, максимум 120 тысяч. Учебному заведению поставлено условие: если на бюджетника выделяется такая сумма, то на контрактника должна быть не меньше. В итоге в этом году на многие специальности абитуриенты просто не пошли.
По каким еще критериям университет оказался в числе отстающих?
Зяудин Батыгов: По такому параметру, как наличие иностранных студентов, что вообще необъективно для вузов Северного Кавказа, потому что здесь учатся только местные жители. У нас нет студентов из других регионов, не то что иностранных. Мы не смогли преодолеть планку и по вузовским площадям. По аккредитационным нормам вуз проходит, с учетом арендованных зданий. Но при мониторинге учитывались только собственные площади учебного заведения или те, которые находятся в его оперативном управлении. Университету всего восемнадцать лет. Он был создан на базе бывших казарм Ставропольского летного училища. Впоследствии несколько зданий были переданы вузу республикой и построены за счет средств федерального бюджета. Последний корпус юридического факультета сдали буквально пару месяцев назад. Каждые два-три года мы прирастали новыми корпусами. Сегодня их девять.
Ежегодно число наших выпускников растет. В этом году мы выпустили более пяти тысяч молодых специалистов. Это единственный государственный университет в республике.
Что возможно сделать собственными силами, чтобы соответствовать заявленным нормам?
Зяудин Батыгов: Университет может прирасти собственными корпусами за счет поддержки по федеральной целевой программе социально-экономического развития Ингушетии до 2016 года. Предусмотрено строительство нового головного здания вуза, научной библиотеки, спорткомплекса, жилья для профессорско-преподавательского состава.