Константин Цыбко: Экология - стимул для инновационной экономики

Всероссийское общество охраны природы (ВООП), созданное еще в 1924 году, всегда было главнейшей отечественной организацией, занимающейся охраной природы.

Но если изначально перед обществом стояли просветительские задачи, то сегодня оно нацелено в основном на законодательную и экспертную работу, выработку механизмов участия общественности в решении экологических проблем, а также на конструктивное сотрудничество с международными экологическими организациями. ВООП сумело преодолеть затяжной кризис, начавшийся еще в 1990-х годах, и переживает фактически второе рождение. О сегодняшних подходах общества к решению злободневных экологических задач рассказывает председатель Центрального совета ВООП, член Совета Федерации ФС РФ, к.ю.н. Константин Валерьевич Цыбко.

Чем сегодня живет одна из старейших российских общественных организаций? Как она готовится к проведению Года охраны окружающей среды, объявленному в России Указом президента?

Константин Цыбко: Прошедший в сентябре в преддверии Года охраны окружающей среды XV съезд ВООП призвал обратить особое внимание на конституционные права россиян на благоприятную окружающую среду. Для многих субъектов Российской Федерации характерно сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха, истощение и загрязнение водных источников. Эти проблемы стали настолько острыми, что требуют самых серьезных и незамедлительных решений, в том числе на законодательном уровне, на уровне исполнительных органов власти. Необходимо и усиление роли общественного контроля. С этой целью создаются общественные инспекции для мониторинга состояния окружающей среды.

Кроме того, съезд сформировал попечительский совет, председателем которого избран Слипенчук Михаил Викторович - заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Это позволяет надеяться на активное взаимодействие ВООП с профильным комитетом Госдумы.

Но и просветительские задачи нельзя забывать: сегодня каждый должен осознать, что качество жизни человека зависит не только от развития экономики, но и от состояния окружающей среды. Да и сама современная экономика базируется уже на иных принципах. Например, энергосбережение в Европе за последние годы явилось не только существенным фактором улучшения экологической ситуации, но и мощным стимулом развития.

Освоение ресурсов шельфа сейчас привлекает особое внимание общества. Международные экологические организации вообще требуют запретить разработку шельфовых месторождений, например, в Арктике...

Константин Цыбко: Я не сторонник столь радикальных решений. Мы исходим из следующего простого постулата: развитие экономики является таким же обязательным фактором существования человечества, как и благоприятная окружающая среда. А без новых источников энергоресурсов, в том числе без нефти и газа из шельфовых месторождений, экономика развиваться не сможет. Но при этом нельзя допустить, чтобы экономический рост строился на бесконтрольном и варварском потреблении ресурсов природы. Главная наша задача - обеспечить баланс между этими двумя факторами.

Заявления о том, что российские компании не обладают достаточным опытом или техническими возможностями, на мой взгляд, не подкреплены какими-то конкретными фактами. Добыча нефти - это традиционная наша экономическая деятельность. Специалисты в этой области являются одними из лучших в мире. Работа ведется десятки лет, в том числе и на шельфе других государств. Опыт накоплен грандиозный. Поэтому, я считаю, что критиковать сам факт добычи нефти именно российскими компаниями и на российском шельфе, это неправильно.

Но в России ведь всегда сквозь пальцы смотрят на экологические проблемы...

Константин Цыбко: Да нет же, как раз нет. Требования, предъявляемые законодательством и контролирующими органами в России к компаниям, работающим на шельфе, одни из самых строгих в мире. Сейчас внедряются так называемые технологии нулевого сброса, благодаря которым в морскую акваторию ничего не попадает: не только продукты нефтедобычи, но вообще никакие отходы, включая дождевую воду, оказавшуюся на платформе. Я сам лично посещал нефтедобывающие платформы на севере Каспийского моря. Мы детально, с пристрастием изучали работу нефтяников и убедились в том, что достигнута очень высокая степень экологической безопасности.

Проще всего остановить производство, не добывать нефть, не добывать газ, но это не выход из ситуации. Мы должны понимать, что живем в ХХI веке и существование человечества без энергоресурсов невозможно. К счастью, современные технологии позволяют добывать природные ресурсы, не нанося фатального вреда окружающей среде. Более того, добывающие компании в ряде регионов привлекаются к ликвидации последствий экологических загрязнений прошлых периодов, даже тех, которые нам достались в наследство от Советского Союза. Это позволяет улучшить состояние окружающей среды в районах производственной деятельности. Один из крупных таких проектов сейчас завершается в Республике Коми.

То есть и технологии, и требования законодательства есть. Проблема заключается в том, чтобы заставить всех применять эти технологии. И это одна из важнейших задач общественных организаций, в том числе и ВООП.

Сейчас много говорится о допуске к шельфу частных компаний. Экологам проще контролировать государственные или частные компании?

Константин Цыбко: Для нас не важно - частная или государственная компания работает на шельфе. Для нас важно, соблюдает ли эта компания те экологические стандарты, которые необходимы при осуществлении такой деятельности; насколько безопасны объекты этих компаний для окружающей среды, что делается для того, чтобы минимизировать тот вред природе, который они могут нанести при осуществлении своей деятельности. Форма собственности - не ключевой вопрос. Намного важнее способ организации добычи и безопасность для окружающей среды.

Как бизнес относится к контролю с вашей стороны?

Константин Цыбко: Для ответственных коммерческих компаний важен общественный мониторинг их объектов. Чтобы убедить общество в том, что их деятельность безопасна для окружающей среды, что они действительно применяют высокие экологические стандарты, недостаточно одних заявлений. Недостаточно даже заявления государства, потому что контролирующие органы проверяют лишь определенные параметры, у них узкие рамки контроля. А общественные организации имеют прямую связь с гражданским обществом, они не ограничены никакими правилами и регламентами. Если появляется информация о возможных нарушениях, и сама компания отказывается их устранять, то мы обращаемся в контролирующие органы, которые могут принять соответствующие меры.

Наиболее сложная обстановка с загрязнением окружающей среды наблюдается в больших городах. Что делается для того, чтобы решить экологические проблемы мегаполисов?

Константин Цыбко: У нас высокая урбанизация населения, число городских жителей растет с каждым годом. Соответственно, вопросы экологии городов как существенной составляющей качества жизни становятся все более важными. Для улучшения экологической обстановки в городах надо сокращать вредные выбросы автомобильных выхлопных газов. И здесь Россия, к сожалению, находится не в самом лучшем положении, так как мы до сих пор используем давно устаревший в развитых странах стандарт "Евро-2". Европа уже живет по стандарту "Евро-5" и в течение ближайших нескольких лет перейдет на еще более жесткий стандарт, что, конечно же, очень позитивно для окружающей среды городов.

Недавно на встрече с губернатором Ярославской области Сергеем Ястребовым президент России однозначно высказался против перенесения сроков введения "Евро-4"....

Константин Цыбко: Для этого надо, чтобы все нефтяные компании страны выполнили условия нового Технического регламента и отказались от производства "Евро-2". Тогда мы сможем в планируемые сроки перейти на стандарт "Евро-4". Это будет справедливо и по отношению к тем, кто уже провел модернизацию.

Но всех волнует не только качество топлива, очень важен вопрос озеленения городов. Существуют формулы для расчета необходимой площади зеленых насаждений в городе. Я прямо могу сказать, что эти нормы ни в одном крупном городе России не выдерживаются.

Есть надежда на улучшение экологической обстановки?

Константин Цыбко: Сейчас в Госдуме рассматривается закон о совершенствовании мер нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, готовится новая редакция закона об отходах. Принятие этих двух законов я считаю на сегодняшний момент важнейшей задачей в области законодательного регулирования охраны окружающей среды.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна повышаться. Только в этом случае предприятия, не соблюдающие экологические нормы, окажутся в худшем положении. Сейчас ситуация обратная: те, кто вкладывает средства в модернизацию, в очистные сооружения, проигрывают конкурентную борьбу тем, кто этого не делает. Получается, что выгоднее договариваться с контролирующим органом и платить относительно небольшие штрафы.

Новое законодательство предусматривает переход на так называемые наилучшие доступные технологии. Ни одно новое производство в России не должно строиться на технологиях, которые не являются лучшими по вопросам экологии в мире.

Думаю, что запланированные изменения законодательной базы окажут серьезное влияние на работу промышленных предприятий, заставят их уделять больше внимания охране окружающей среды. Это будет способствовать улучшению экологической обстановки и, в итоге, повышению качества жизни в России.

В советское время ВООП уделял большое внимание международному сотрудничеству...

Константин Цыбко: Мы на съезде поставили задачу восстановления связей со странами, с которыми наша организация сотрудничала традиционно. В первую очередь это касается тех государств, с которыми у нас есть общая граница - сухопутная или морская. Активизирован переговорный процесс с Казахстаном, совсем недавно я встречался с послом КНДР Ким Ен Джэ. В ходе этой встречи была высказана заинтересованность в восстановлении и развитии отношений между нашими странами по экологической тематике. Мы получили приглашение в Пхеньян для подготовки соглашений в сфере охраны окружающей среды, в том числе и при осуществлении крупных совместных инфраструктурных проектов.

Надеемся, что ВООП будет играть все более важную роль в вопросах охраны окружающей среды и экологической безопасности как внутри страны, так и за рубежом.