Новости

15.11.2012 00:53
Рубрика: Власть

К доске идет Ливанов

Новый закон "Об образовании" стал главной темой дискуссии
Депутаты Госдумы решили ничего не скрывать от своих избирателей. Пленарные заседания палаты, как известно, уже транслируются в Интернете. А теперь народные избранники готовы публиковать на своем официальном сайте и результаты голосования по всем решениям, которые принимает палата, в день заседания.

Исключением может быть только такое голосование, которое, согласно регламенту или по решению Госдумы, проводится тайно. Вчера Дума затвердила эту открытость поправками в свой регламент, причем ни одна думская фракция не побоялась обнажать перед народом свои предпочтения. И продемонстрировала их на "правительственном часе", на который палата пригласила министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Депутаты требовали подробностей - как идет доработка законопроекта "Об образовании" ко второму чтению? Ливанов сообщил , что уже есть новая редакция отдельных положений законопроекта, которые касаются дополнительных социальных гарантий педагогических работников и обучающихся, начата работа по подготовке подзаконных правовых актов. 14 тысяч школ обеспечено новым оборудованием, 10 тысяч школ получило отремонтированные помещения в 2012 году, а в 2013-м все базовые сельские школы будут обеспечены транспортными средствами, чтобы возить на учебу детей из маленьких сел. Однако и малокомплектные школы Ливанов пообещал не закрывать. Оптимистическую картину про школьные автобусы, компьютеры, повышающуюся зарплату учителей и других педагогических работников несколько омрачил аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов, который, отметив, что реформирование системы образования - задача долгосрочная, и ожидать от нее быстрых результатов - это иллюзия, огорошил депутатов: "По результатам контрольных мероприятий установлены факты нецелевого использования на общую сумму 386 миллионов рублей и неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 6,8 миллиона рублей". Нарушаются, по словам аудитора, нормы расходования бюджетных средств, выделенных на стипендиальное обеспечение и соцподдержку студентов, по срокам, объемам и формам выплат. Многие реальные студенты не могут получить места в вузовском общежитии, а в это время оно используется в качестве гостиницы, места заняты посторонними людьми. Агапцов упрекнул ведомство Ливанова и в бесконтрольном увеличении студентов, обучающихся в госвузах на платной основе, а расширение сети негосударственных вузов привело к снижению качества образовательных услуг. И в том, что некоторые образовательные и научные организации неэффективно используют закрепленное за ними федеральное имущество - часть зданий и помещений не используется, а снесенные здания продолжают числиться на балансе учреждений.

По вузам у депутатов к министру был особый вопрос - многих удивил, а кого-то и возмутил список неэффективных вузов, недавно опубликованный в СМИ. По каким принципам составляются эти "черные списки"? Ливанов пояснил, что по результатам заседания межведомственных рабочих групп будут сформированы перечни образовательных организаций. "Первая группа - это вузы, которые имеют признаки неэффективности, но они связаны с объективным характером своих образовательных программ". А поэтому вузы, которые реализуют образовательные программы в области искусства, культуры, спорта, вузы, которые связаны с узкопрофессиональной подготовкой специалистов в определенных сферах деятельности, по словам министра, будут исключены из перечня вузов, признанных неэффективными. "Вторая группа, - продолжил Ливанов, - это те вузы и филиалы, которые являются неэффективными и нуждаются в оптимизации деятельности". Включение в эту группу означает, что для каждого такого учебного заведения будут разработаны программы развития. И, если необходимо, предусмотрена замена руководства. А в третью группу войдут такие вузы и филиалы , которые являются неэффективными и действительно нуждаются в реорганизации. "Мы не будем относить к неэффективным вузы, которые уже находятся на стадии реорганизации", - заявил министр. И успокоил народных избранников - "реорганизация вузов, закрытие филиалов не являются самоцелью". Главная задача минобрнауки - улучшение качества подготовки студентов. "Мы еще пока ни один вуз не признали неэффективным,- уточнил министр. - Это сделает межведомственная комиссия в конце ноября. Ливанов заверил Думу, что "каждому студенту будет обеспечена возможность гарантированно закончить свое обучение по той образовательной программе, на которую он поступил и на тех же самых условиях, на которых он учится".

От вузов думцы перешли к школам. И тут тоже проблемы, и требуются разъяснения главы минобрнауки - в некоторых российских регионах ограничиваются права на изучение русского языка, в школах нет условий и нет ответственности для создания безбарьерной среды, и люди с ограниченными возможностями здоровья не могут там учиться. В очередной раз министра спросили и о введении школьной формы. Дмитрий Ливанов пообещал депутатам уточнить в будущем законе норму, касающуюся безбарьерной среды. Сообщил, что получил от регионов "все возможные гарантии" - изучение национальных языков не будет идти в ущерб изучению русского языка ни с точки зрения количества часов, ни с точки зрения качества. А по поводу формы ответил, что ко второму чтению законопроекта в нем будут зафиксированы "единые требования к одежде учеников". "Это не означает единую форму пиджаков или брюк, это означает единые требования к одежде, как ученик должен быть одет в школе", - уточнил министр, заметив, что "на региональном уровне, безусловно, могут и должны разрабатываться различные виды школьной формы". "Мы не просто поддерживаем, мы активно будем заниматься продвижением этого проекта", - заявил министр, добавив, что "любой школьник в классе не должен чувствовать какой-то дискомфорт от того, что одет не так, как другие, другие одеты лучше или хуже, чем он".

Депутатов по-прежнему беспокоили новые стандарты для старшей школы, при которых, по словам депутата Олега Смолина (КПРФ), "на модернизации надо ставить крест", и ЕГЭ. Ливанов не отказался обсуждать эти и другие вопросы в открытом формате в ходе продолжающейся дискуссии по законопроекту "Об образовании". Дума предполагает рассмотреть его во втором чтении 11 декабря.

Власть Работа власти Госуправление Общество Образование Законодательная власть Госдума Правительство Минобрнауки Закон "Об образовании" Реформа образования Неэффективные вузы