Наум Клейман: Надо бороться прежде всего с нравственностью системы

Наум Клейман, заслуженный деятель искусств РФ:

 

Существовала в свое время даже пирамида, находящаяся вокруг искусства. Она лопнула довольно рано, но очень многие мои знакомые вкладывали туда деньги и потом, разумеется, теряли их. К сожалению, финансовая пирамида - это одна из форм "халявы", присущей, как выяснилось, не только советскому человеку. Меня с детства воспитывали так, что деньги должны быть заработаны честно и что ростовщичество - есть грех. Поэтому изначально у меня к этому отношение было сдержанное. Такие аферы не должны являться исключением из общих преступлений и авторов финансовых махинаций нужно наказывать, как любого нечестного человека. Конечно, существует Уголовный кодекс. Но, помимо него, я считаю, должно быть совершенно четкое моральное осуждение этих деяний. В советские времена была такая картина "Суд чести", когда попытались под знаком борьбы с космополитизмом восстановить это понятие. Но честь трактовали сугубо бюрократически. Беда в том, что нам как раз таких судов не хватает. Не обязательно в виде наказания держать в тюрьме или ссылать в Сибирь. Но если создавать такие условия, когда человек будет бояться просто осуждающего взгляда, - это произведет эффект.

К сожалению, пирамиды, с которыми будут бороться согласно 1-й и 7-й полосам "Российской газеты", существуют во всем мире, и мы знаем, сколько людей ежедневно попадается на удочку. Любителей легко получить прибыль - везде хватает. Современная цивилизация построена сейчас так, что она не исключает спекулятивного пути умножения капитала. Очень многих людей соблазняет возможность разбогатеть в одно мгновенье, особенно, когда они видят в обществе вполне терпимое отношение к людям, которые занимаются каким-то бизнесом, пусть и незаконным. Кроме всего прочего, нас губит экономическая безграмотность и неправильное понимание свободы. Это касается целого комплекса представлений о себе, о демократии и о границах дозволенного. Нырнув в новую эпоху, мы не позаботились о разъяснении, в чем заключаются нравственные нормы.

Конечно, жадность губит нас в любом случае. Поэтому винить нужно самих себя тоже. Но если бы у нас воровство на высших эшелонах власти не считали просто "превышением должностных полномочий", а действительно представляли недопустимым по нравственным принципам, может быть, это повлияло бы на граждан в целом. А у нас, чем выше человек, тем меньше наказание и тем больше способов выгородить его. Это тотальная порча всего общества. Надо бороться прежде всего с нравственностью системы. Если мы не доверяем ни судопроизводству, ни устройству государства - ничего не поможет. Все должно начинаться с легитимности тех органов власти, которые мы выбираем и которым подчиняемся. Если этого нет, жулики всегда будут побеждать.