Конституционный суд проверял на соответствие Основному закону пункт 3 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", пункты 17-20 статьи 37 и подпункт д.1 пункта 24 статьи 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Новый порядок выборов губернаторов, напомним, предполагает обязательный сбор подписей кандидатом: в зависимости от местного законодательства, нужно заручиться поддержкой от 5 до 10% муниципальных депутатов или глав муниципальных образований, а для равномерности - собрать их на трех четвертях территории региона. Эту норму уже прозвали "фильтром", а заявители в КС назвали "цензом". Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев в ответ привел цифры, указав, что оспариваемые нормы "легализуют фактические преимущества правящей политической партии "Единая Россия", которая имеет в среднем по стране более 65% депутатов и глав местного самоуправления. Из трех других парламентских партий ни одна не имеет такого количества муниципальных депутатов и глав местного самоуправления, которое достаточно для получения предусмотренной законом поддержки кандидата на выборах в подавляющем большинстве субъектов РФ".
Соловьев интересовался в ходе прений, как собирать подписи, если, например, в Республике Мордовия 98,6% депутатов и глав местного самоуправления - "единороссы". Представитель президента в КС Михаил Кротов отреагировал как настоящий юрист: "Это не исключает возможности участвовать в политической борьбе".
Заявители в КС также настаивали, что новый порядок нарушает баланс между ветвями власти - исполнительной и местного самоуправления. Представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин ответил на это, что неважно, проставляют ли подписи муниципальные депутаты как члены партий или как беспартийные, "но в этих двух ипостасях они выступают не как органы местного самоуправления, а как выборные лица". Он даже привел политический аргумент: "Можно вспомнить те случаи, когда высшее должностное лицо, не имея поддержки среди руководителей муниципальных образований и муниципальных депутатов, попадало в очень неприятную ситуацию. И для граждан самого региона это не несло ничего хорошего - регион находился в состоянии перманентного местного конфликта, и терялся смысл вообще существования выборных органов власти, потому что, формально исполняя свои обязанности, они не работали на интересы региона".
Еще заявители оспаривали право президента проводить консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов в губернаторы. "К каким бы соглашениям ни пришли стороны - окончательное решение принимает избиратель", - возразил представитель президента в КС Михаил Кротов. Не говоря уж о том, что хотя закон дает президенту право консультироваться с выдвинутыми кандидатами, напоминал он, "Владимир Путин проводил встречи с уже избранными лицами". Кротов раскритиковал заявителей, заявив, что "группа депутатов использует трибуну Конституционного суда для публичного выражения несогласия с большинством".
Когда же судья КС Сергей Казанцев захотел узнать, почему заявитель так уверен, что оспариваемые нормы препятствуют участию в выборах губернаторов, "но прошедшие в октябре выборы свидетельствуют, что практически все представители партий смогли набрать необходимое количество голосов и смогли участвовать в выборах", то Соловьев неожиданно рассказал любопытные детали предвыборной борьбы. "Даже там, где нам удалось преодолеть этот барьер, - заметил Соловьев, - приходилось вести серьезные переговоры с представителями партии власти, что они разрешат своим депутатам поставить подписи за наших кандидатов. Они выдвигали очень сложные условия".
- Что касается аргументов Соловьева о том, что сбор подписей был сопряжен с переговорами - в уставе политической партии "Единая Россия" нет прямого запрета ставить подписи за кандидата другой политической партии. Это не является действием, дискредитирующим партию. А с другой стороны, надо отметить, что политический процесс всегда подразумевает собой достижение согласия, - отбивался Дмитрий Вяткин.
Вполне соответствующими Основному закону видели оспариваемые нормы и в Генпрокуратуре, и в Минюсте, и в Совете Федерации. Представлявшая Центризбирком Майя Гришина вкратце проанализировала ход осенней кампании и пришла к выводу, что введение нового порядка выборов губернаторов резко повысило уровень конкурентной борьбы в органы местного самоуправления, причем средняя конкуренция составила 2,14 человека на мандат.
Решение по делу Конституционный суд может вынести еще до Нового года.