Это не только один из самых дорогих и высокотехнологичных современных музеев, создававшийся более 10 лет, но и первый дошедший до открытия российский музей, концепцию которого разрабатывала западная компания, в данном случае - Ralph Appelbaum Assosiates. Судя по тому, что исполнительным директором назначен Саймон Хьюитт, Федерация еврейских общих России, которой принадлежит музей, сделала ставку также и на западный опыт музейного менеджмента. Словом, как ни странно звучит, Еврейский музей оказался первым вполне западным музеем в России.
Среди традиционных московских музеев он выглядит вроде футуристической летающей тарелки, приземлившейся аккурат на площадке, хранящей память об утопии социальной. Сказать, что он полон наикрутейших гаджетов, значит не сказать ничего. В круглом зале кинотеатра 4D события библейской истории представлены в формате новейшего аттракциона. Во время потопа до зрителей долетают капли воды, во время казней египетских увесистые обломки камней летят, кажется, прямо в лоб, а тучи саранчи, шелестящей крылами в зале, похоже, касаются рук. Ко всем прочим радостям кресло под тобой дрожит, то поднимается, то опускается, только разве что не взлетает.
Далее выясняется, что это музей, где не только нет табличек "руками не трогать", а где, напротив, руками нужно трогать. Благо тачскрины кроются повсюду: в карте еврейских диаспор в мире, в бочках с капустой на базарной площади, где касание пальцев вызывает к жизни старые снимки; в фотоателье, где представлены наряды ремесленников из местечек XIX века и где можно сняться в старинном платье; в длинном свитке Торы, при прикосновении к которому указкой можно увидеть перевод… За столы в доме и в одесском кафе можно садиться. Как можно прикоснуться к настоящему танку Т-34, стоящему в зале, посвященном истории Великой Отечественной.
Многих критиков эта ставка на аттракцион, на интерактивные "игрушки" раздражила. Дескать, музей - дело серьезное, а не парк аттракционов, тут должна быть ставка на подлинные вещи. А в этой экспозиции вещи XVIII-XIX веков, хоть и выставлены в привычных витринах, конечно, проигрывают новомодной "машинерии". Меж тем у музея в запасниках есть и книжная графика Меера Аксельрода, и живопись Леонида Пастернака, и собрание вещей из знаменитого Еврейского театра... Неужто нельзя этим было воспользоваться? Но, во-первых, кто сказал, что музей этим не воспользуется? По крайней мере, в проект заложено специальное пространство для выставок. Во-вторых, музей явно ориентирован на юное поколение нынешнего века, которое хлебом не корми, только дай поиграть с ipad’ом. Это музей о прошлом, но ориентированный на будущее. И если говорить о концепции, то, по-моему, самым смелым шагом было не использование интерактивных технологий, а то, насколько принципиально разные пространства оказались соединены под одной крышей. Кинотеатр 4D и модель еврейского местечка, Т-34 и настоящий "кукурузник" - и рядом зал памяти погибших в Великой Отечественной войне. В этом зале на экране каждую секунду появляется одно имя - человека, погибшего во время той войны. Каждого погибшего, независимо от национальности. Погибших так много, что каждое имя на экране появится раз в полгода. Внизу свечи, которые, если хочешь, можешь зажечь. По бокам зала - два компьютера. Один соединен с базой данных о погибших в войне Минобороны, другой - с базой данной погибших в Холокосте. Иначе говоря, выбирая между разными типами музеев: музей как храм, музей как форум, музей как аттракцион, его создатели отказались от выбора и попытались соединить эти площадки под крышей здания Мельникова.
Если добавить, что здесь же будет жить Центр толерантности, существующий параллельно с музеем, и центр изучения архитектурного наследия русского авангарда, то станет понятно, что планы у Музея большие. Первый шаг к их реализации сделан.