Иорданец Катада, подлинное имя которого Омар Отман, носит титул одного из самых мощных и влиятельных вещателей ислама и адвокатов джихада в Европе. В Иордании Катаду заочно признали виновным в ходе двух судебных процессов, связанных с терроризмом. Тот, в свою очередь, клялся, что оговорили его те, кто якобы давал показания под пытками. Но в своих разглагольствованиях он, не стесняясь, восхвалял Усаму бен Ладена. Британским властям также стало известно, что Катада консультировал тех, кто готовился совершить террористические нападения.
Британцы арестовали Катаду еще в 2002-м, и все последующие годы клерик провел, по сути, за решеткой в здешней тюрьме "Лонг-Лартин". Однако в феврале специальная комиссия по иммиграционным апелляциям в Лондоне постановила освободить апостола джихада под залог и Катада таким образом вынырнул из тюрьмы под домашний арест. В апреле, после того как министр внутренних дел Британии Тереза Мэй сочла проповедника угрозой национальной безопасности страны, Абу Катада был вновь взят под стражу. 9 мая Европейский суд по правам человека, в который проповедник обратился с просьбой поддержать его апелляцию против высылки из Британии, прошение отклонил.
Все последние месяцы Британия с усердием готовила депортацию Абу Катады в Иорданию, ради чего Тереза Мэй специально ездила по весне в Иорданию, где обсудила дело проповедника с королем Абдаллой и членами правительственного кабинета. Иордания предоставила весьма убедительные доказательства, что к Катаде отнесутся цивилизованно и гуманно. По прибытии в Иорданию ему был гарантирован доступ к независимым юристам, а дело его пообещали рассматривать в открытом гражданском суде с немедленной отменой заочного приговора.
Депортация опостылевшего британцам клерика, казалось, была на мази, когда на днях громом небесным прозвучало решение лондонского судьи удовлетворить апелляцию Абу Катады против высылки в Иорданию. Гуманность возобладала над соображениями национальной безопасности и во вторник поборник бескомпромиссной борьбы с неверными вновь вышел на свободу. Правда, как могли, свободу Катаде урезали, предписав ему выходить из дома лишь с 8 утра до 4 вечера, а встречаться только с узким кругом лиц. Однако новый раунд пребывания проповедника под дорогостоящим мониторингом вызвал далеко не положительные эмоции у британского налогоплательщика. Возмутило внезапное освобождение Абу Катады и британское руководство. Выступая в палате общин, министр внутренних дел не скрывала своего крайнего разочарования решением лондонской комиссии по иммиграционным апелляциям, назвав вердикт "крайне неудовлетворительным" и обещав подать на него свою апелляцию. Нет сомнений, что британские власти не собираются проигрывать радикальному клерику. Дэвид Кэмерон в свое время заявил, что Абу Катаду в конечном итоге депортируют, сколько бы времени на это ни понадобилось.
Недавняя экстрадиция в США еще одного радикального мусульманского проповедника Абу Хамзы, обвинявшегося Соединенными Штатами в террористической деятельности по 11 статьям, лишь укрепила Британию в убеждении, что сколько бы веревочке ни виться... Одноглазого, с крюком вместо руки, подстрекавшего в своих проповедях к убийствам Хамзу тоже выталкивали, да все никак не могли вытолкнуть с Альбиона множество лет. Но в конечном итоге Британия одержала победу. Правда, эксперты по вопросам безопасности считают, что экстрадицией уже известных Британии радикалов дело не успокоится. Они предупреждают, что в ближайшие несколько лет на Альбион вернутся так называемые "одинокие волки" - террористы, воюющие в Сомали, Йемене, Нигерии. Таких "волков" c британским паспортом насчитывается порядка пятидесяти.