Алексей Чеснаков, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры
Завершение президентской кампании в США традиционно сопровождается у нас различного рода сравнениями не в пользу "родных осин". И политики, и политологи всех мастей переходят на унылые камлания: дескать, и победитель у них не известен заранее, и дебаты интереснее, и явка выше и проч., и проч., и проч.
Оставив в стороне некоторые причины цивилизационного характера, попытаемся предложить практический подход, чтобы ослабить желание по поводу и без оного направлять мечтательные взоры в сторону чужого политического блокбастера. Впрочем, руководствоваться здесь мы будем не целью насаждения искусственного патриотизма, а задачей развития национального демократического искусства.
Нельзя не признать тот факт, что интерес к избирательным кампаниям в России в настоящий момент действительно падает. Причина понятна. Главные призы, которые разыгрываются на выборах президента и депутатов Госдумы, на сегодня как никогда далеки от потенциальных получателей. Мы находимся на старте избирательного цикла. К тому же цикл этот значительно увеличился. Электоральная мобилизация закончена, идет электоральная демобилизация. Разумеется, отменить в связи с этим все оставшиеся выборы глав регионов и выборы в региональные законодательные собрания и выборы в муниципалитеты невозможно. Как невозможно все их совмещать с выборами главы государства. Однако сделать шаги для стимулирования интереса к избирательным кампаниям придется.
Явка. Органам власти и общественным организациям необходимо работать над ее повышением. Региональные начальники привыкли устраивать "сушку", т.е. снижение явки. В результате граждане считают, что власть выбирает все меньшее их количество. Если в следующий единый день голосования опять будут работать "сушильщики", то придется идти на законодательную фиксацию минимальной явки. Это плохое решение, но между ним и дискредитацией выборов придется выбирать первое.
Фильтры. Желательно усиливать конкуренцию до дня голосования через различные формальные и неформальные механизмы отсева. В Штатах праймериз отсекают некоторых ярких персонажей, и ничего страшного. Такой отсев позволит сделать кампанию интересной. Иначе победитель будет известен заранее, ведь перебор с количеством кандидатов почти всегда будет вести к победе первоначального лидера.
Альянсы. Необходимо стимулировать коалиции как среди оппозиции, так и с участием правящей партии. Как во время кампании, так и после нее. В нашей ситуации они могут принести необходимый результат. Впрочем, если такие союзы будут между заведомыми лидерами гонки, то результат может быть и прямо противоположным.
Деплебисцитация. Необходимо сопротивляться превращению кампаний в вялотекущие референдумы в поддержку губернатора. Такие кампании убивают дух конкуренции, делают соревнование бессмысленным и подрывают доверие к институтам. Противодействием могла бы стать обязательность участия в дебатах. Опять же, решение не лучшее. Но поскольку сопротивление нормальным процедурам чрезвычайное, то и меры противодействия сопротивлению должны быть чрезвычайными.
И, наконец, пропаганда. Необходимо начать кампанию Центризбиркома по улучшению восприятия гражданами процедуры выборов. То, что кампания по дискредитации власти превратилась в кампанию по дискредитации одной из главнейших демократических норм, факт. Терпеть такое положение дел нельзя. Молчание здесь работает только на тех, кто хочет "валить" власть.