Однако очень быстро выяснилось, что совмещать тему ЕГЭ с какой-либо другой - плохая идея. Поэтому полтора часа из отведенных двух совет жарко спорил о том, каким быть Единому госэкзамену.
Директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес ратовала за ужесточение требований к проведению экзамена, за равномерное техническое оснащение школ - ведь через пару лет планируется внедрение компьютерной системы сдачи ЕГЭ для некоторых предметов, в частности, для информатики. А далеко не все школы могут похвастать необходимой для этого технической оснащенности.
- Единый должен быть единым, - подчеркнула вроде бы очевидное Майя Пильдес, вызвав улыбки собравшихся. Но тут же пояснила: речь о дополнительных экзаменах, которые разрешено проводить некоторым вузам. В этом году, к примеру, такие привилегии получили 5 университетов. Это решение, по мнению Пильдес, располагает к коррупции.
Российский ученый Михаил Гельфанд тоже так думает. Правда, по его мнению, некоторые вузы все-таки должны иметь право на такие экзамены. Но проходить они должны также в тестовой форме, в областных специализированных центрах по материалам, разработанным в том или ином вузе.
У Евгения Ямбурга, директора московского Центра образования № 109 свои претензии к ЕГЭ.
- Сертификат о сдаче Единого надо сделать бессрочным, - предложил он. - Зачем пересдавать математику человеку, который окончил школу 3 года назад, успел поработать, а теперь идет поступать в театральный? Кстати, для тех, кто после школы пошел в армию, срок продлили до двух лет. Надо эту практику распространить и на всех остальных. Вместе с тем, каждый должен иметь право на пересдачу ЕГЭ, если в этом есть необходимость.
Идею Ямбурга поддержали и другие члены Общественного совета. Правда, в итоге решили, что срок действия сертификата с результатами ЕГЭ стоит продлить до 3 лет. Эта инициатива в качестве поправки к проекту закона об образовании будет передана в Госдуму, где 11 декабря документ пройдет второе чтение. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, который тоже присутствовал на заседании совета, уже пообещал проконтролировать этот момент.
Но здесь тоже загвоздка - некоторые члены совета, например, Сергей Рукшин, математик из Санкт-Петербурга, выступают категорически против включений положений как о ЕГЭ, так и об образовательных стандартах в федеральный закон. Пока же и ЕГЭ, и ФГОС являются частью нового образовательного закона. Рукшин опасается, что если эти два положения войдут в монументальный документ, то открыто обсуждать их, дискутировать уже будет практически невозможно - закон есть закон.
Общественный совет единогласно поддержал инициативу, выдвинутую ранее Общественной палатой - удалить из перечня критериев оценки работы региональных властей показатель уровня ЕГЭ. Этот перечень был подготовлен в июле этого года.
- Губернатор не может отвечать за результаты ЕГЭ, он отвечает за материально-техническое снабжение школ и за зарплату учителей, - подчеркнул Ямбург.
Общественная палата предлагает законодательно запретить преподавателям репетиторство с собственными учениками и студентами. Такую поправку члены палаты хотят внести в законопроект "Об образовании в РФ". Такой прямой запрет, по их мнению, должен искоренить случаи принуждения учащихся к платным дополнительным занятиям, которые превращаются в залог получения хороших оценок или успешной сдачи экзамена. "Поправка не запрещает официальные платные факультативы (к примеру, курсы второго иностранного языка) или частные уроки в принципе, но определяет их границы, необходимые для защиты прав учащихся на качественное бесплатное образование", - отметил член общественной палаты, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Среди других предложений - дать руководству вуза право установить для поступающих минимальный балл ЕГЭ. До 17 ноября рекомендации Общественной палаты будут направлены в Госдуму РФ. Второе слушание состоится 11 декабря.