Леонид работает в бюджетном учреждении, бывший военнослужащий, человек небогатый, и машину покупал в кредит. В феврале 2008 года он приобрел новую иномарку в автосалоне под Смоленском за 530 тысяч рублей и дополнительное оборудование к ней, заключив с одним из банков кредитный договор на сумму около 515 тысяч. В течение первых месяцев эксплуатации, то есть во время действия гарантийного срока, Леонид почувствовал неладное: на днище машины появились признаки коррозии, обнаружились дефекты лакокрасочного покрытия, возник металлический шум при повороте руля и постоянный стук в подвеске во время движения, отказали прикуриватель и один из динамиков... И так далее. Весной 2009 года Леонид приехал в автосалон и предложил решить дело миром: дескать, замените мне машину, я готов доплатить. Предложение не было принято - категорически и безапелляционно. Проводить гарантийный ремонт продавец также отказался, заявив: машина побита - вот следы фронтального удара.
Первое решение по иску Леонида было вынесено в апреле 2010 года. Его требования были частично удовлетворены: предпринимателя обязали выплатить покупателю 10 тысяч рублей в счет морального ущерба и компенсировать расходы на проведение экспертиз и оплату услуг представителя. Решение суда не стало решением проблемы. В июне 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда кассационным определением отменила решение суда первой инстанции, направив дело на новое рассмотрение.
- При новом рассмотрении дела был поставлен вопрос о расторжении договора купли-продажи автомобиля, - рассказывает руководитель регионального центра защиты прав потребителей Виолетта Етишева. - Мы провели экспертизу, подтвердившую большое количество недостатков, и суд принял решение в нашу пользу. Вторая сторона с этим не согласилась, кассационная инстанция подтвердила вынесенное решение, дело попало на рассмотрение президиума Смоленского областного суда. Загвоздкой стали экспертизы. Их было три, и одна из них, проведенная Смоленской торгово-промышленной палатой, оценила недостатки автомобиля как "несущественные". Как бы споткнувшись о противоречия в экспертизах, президиум областного суда отменил решение суда первой инстанции и вернул дело на новое рассмотрение.
В преддверии третьего рассмотрения иска было принято решение о проведении еще одной экспертизы - на этот раз специалистом государственного научного центра РФ ФГУП "НАМИ" в Москве. Проходила она в столичном дилерском центре, реализующем автомобили этой марки.
- Представители автосалона постоянно доказывают, что машина была в аварии, а потому не может быть и речи о гарантийном ремонте и тем более - о ее замене, - поясняет Виолетта Етишева. - Этот вопрос исследовался, был сделан вывод, что признаков дорожно-транспортного происшествия нет, но продавец продолжал настаивать на своем. Так вот, московский эксперт разобрался в причинах коррозии и прочих сбоев в работе автомобиля: внутренние повреждения. Но их причиной было не ДТП, они могли образоваться при погрузке, при перевозке. Он обнаружил, что у авто расходятся сварные швы, и машина, таким образом, вообще непригодна к эксплуатации и небезопасна.
Выступая в суде, эксперт сообщил, что в данный момент уже не работает в НАМИ. Поскольку это обстоятельство не лишает его надлежащего статуса, суд принял к сведению его выводы и 7 февраля 2012 года удовлетворил требование истца, обязав автосалон возместить владельцу стоимость автомобиля, дополнительного оборудования и расходы по уплате процентов по кредиту, а также выплатить неустойку и компенсировать моральный вред - в общей сложности, около 930 тысяч рублей. Дело, конечно, снова переместилось в судебную коллегию по гражданским делам, и в этот раз ответчик подверг сомнению экспертизу. Дескать, суд поручил проводить ее НАМИ, а специалист в этом учреждении к моменту проведения экспертизы уже не работал, как же можно принимать ее во внимание? Суд эти сомнения развеял: экспертиза проведена компетентным специалистом. Судебная коллегия по гражданским делам своим апелляционным определением оставила решение суда первой инстанции в силе.
Но на этом дело не закончилось. Недавно иск в очередной раз рассматривал президиум Смоленского областного суда. Решения судов первой и второй инстанции были названы ошибочными, заключение эксперта - "полученным с нарушением закона", дело направлено в Заднепровский районный суд на новое рассмотрение.
При покупке автомобиля в автосалоне нелишне пригласить эксперта - автотехника, способного провести профессиональный внешний осмотр машины, поискав следы устраненных или скрытых дефектов.
В паспорте технического средства стоит обратить внимание на срок, в течение которого автосалон владел машиной. Поскольку больше 95 процентов всех новых авто поставляются на заказ, этот срок обычно небольшой - 3-7 дней. Если указан больший, можно предположить, что автомобиль эксплуатировался.
Договор купли-продажи машины считается заключенным, если продавец и покупатель достигли соглашения по всем его пунктам. Не стоит подписывать его в автосалоне, лучше взять документ домой и внимательно изучить.
Если в договоре не указано количество и наименование товара, он не считается заключенным. Если машина покупается в кредит, договор будет считаться заключенным, только когда в нем будут обозначены размеры, сроки, порядок платежей и условия расторжения.
Если автосалон предлагает вам бесплатное гарантийное сервисное обслуживание на долгий срок, стоит уделить техническому состоянию машины особое внимание - вполне возможно, что под видом новой вам предлагают подержанную.