В сентябре объявлены лауреаты премии "Книга года", присуждаемой от всего издательского сообщества, и премии "Александр Невский" за литературу, "посвященную героям нашей истории и их деяниям во славу Отечества". В октябре объявили трех лауреатов премии "Ясная Поляна" имени Л.Н. Толстого (Валентин Распутин, прозаик из Екатеринбурга Евгений Касимов и Андрей Дмитриев). 20 ноября в Большой аудитории Политехнического музея состоится юбилейная церемония вручения премии в области научно-популярной литературы "Просветитель", которая будет вручаться в 5-й раз. (На конкурс 2012 года поступило более 200 книг и рукописей.) 27 ноября, накануне открытия книжной ярмарки non\fiction, в Доме Пашкова назовут победителей премии "Большая книга", а на самой non\fiction будут чествовать лауреатов профессиональной премии "Человек книги" в таких номинациях: "Руководитель издательства", "Главный редактор", "Руководитель книготоргового предприятия", "Редактор серии", "Художник" и "Вклад в индустрию". 15 ноября был утвержден список финалистов премии "Дебют", жюри которой я в этом году имею честь возглавлять, а самих лауреатов в номинациях "Крупная проза", "Малая проза", "Поэзия", "Критика и эссеистика", "Драматургия" и "Фантастика" объявят 12 декабря. Чуть ранее, 4 декабря, станет известен автор лучшего романа года ("Русский Букер").
На этом премиальный сезон закончится, чтобы возобновиться уже с зимы-весны года будущего, когда будут объявлены лауреаты премии Александра Солженицына, премии "Поэт" и премии "Национальный бестселлер". Так что, за исключением лета, премиальный сезон в нашей литературе, по сути, не кончается.
И это, заметьте, я называю только крупные и известные литературные премии. На самом деле, согласно справочнику Сергея Чупринина "Русская литература сегодня. Малая литературная энциклопедия. М.: "Время", 2012, - в России на сегодняшний день существует 579 литературных премий. У кого-то от этой цифры глаза на лоб полезут, кто-то язвительно спросит: "А существует ли на сегодняшний день в России 579 известных писателей? Нельзя ли назвать их имена?" Нет, нельзя. Такого количества известных писателей не существует ни в одной стране мира. Но между тем во Франции, с народонаселением в два раза меньше, чем в России, насчитывается порядка трех тысяч (!) литературных премий. И это почему-то не вызывает у французов скепсиса, зато во многом объясняет факт, что французская литература и сегодня одна из самых сильных в мире.
Конечно, бывают вещи забавные. Так у нас есть, например, целых три премии имени Анны Ахматовой, две бунинских премии и даже две премии имени Гарина-Михайловского. По две премии "достались" Лермонтову, Достоевскому, Горькому, Есенину, Заболоцкому, Юрию Казакову (вторая вручается в Казахстане, но российским писателям). Есть премия имени живого и безусловно замечательного писателя Юрия Мамлеева. Существуют премии редкие, почти экзотические. Например, премия с романтическим названием "Правда - в море". Цель премии - увековечить память об известном капитане-яхтсмене Лазаре Прахине, участнике многих парусных регат по Азовскому, Черному морям и Чудскому озеру, руководителе экспедиции по рекам России с востока на запад в 1971 году, погибшем на яхте "Фея" в 1993 году. Она присуждается прозаикам и поэтам за лучшие произведения о море - рассказы, стихотворения, "ярко отражающие духовный мир моряка". И что можно против возразить?
Как ни странно это звучит, но чем больше у нас будет литературных премий, даже и крайне специфических, тем структура литературной жизни в России будет становиться все более отчетливой и разумной. Как недавно заметил главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков, литературные премии, по сути, взяли на себя функции союзов писателей, которые свои функции давно уже не выполняют. Кстати, сказал он это в пятницу в Доме журналистов, где объявил о создании новой литературной премии "Золотой Дельвиг" с фондом в семь миллионов рублей. Премия имени Антона Дельвига, первого редактора "Литературной газеты", при нынешней "Литературной газете" уже существовала. Ее лауреатами становились такие разные писатели и культурные деятели, как, например, Егор Исаев , Юнна Мориц, Ренэ Герра...
Но с будущего года "Дельвиг" становится "золотым" и будет даваться в десяти номинациях: проза, историческая проза, поэзия (малые и большие формы), публицистика, критика и литературоведение, художественный перевод, сатира, детская и юношеская литература, литературный дебют. Структура экспертного совета и жюри пока не ясна и вообще держится в тайне, чтобы, по словам Юрия Полякова, не искушать номинантов "давить" на экспертов и жюри. Лично мне не совсем еще понятна и стратегия новой премии. Насколько я понял, ее главная цель - поддерживать региональных писателей и писателей, которые пишут на языках народов России. Цель, безусловно, благая! По опыту работы в разных премиальных жюри я знаю, что в этом случае возникают свои подводные камни.
Например, кто будет номинировать на премию из регионов? Если за это возьмутся местные союзы писателей и редакторы региональных журналов, то организаторы "Золотого Дельвига" в скором времени обнаружат, что имена номинантов на премию из глубинки странным образом совпадают с именами руководителей местных писательских союзов и редакторов журналов. Что делать, человек слаб, а провинция ревниво смотрит на "московские" деньги.
Тем не менее пожелаем новой премии удачи и, главное, не короткой жизни. Впрочем, практика показывает, что не многие премии у нас быстро умирают, а новых на их место рождается гораздо больше. И мне кажется - это прекрасная тенденция.