19.11.2012 23:07
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Не все артисты умеют думать

    Едва на Первом закруглился сериал "Обратная сторона Луны", как стартовала "Дорога в пустоту". К рукотворным созданиям с такими многообещающими заголовками у меня предубеждение, которое оказалось основательным по отношению к первому телеполотну. Относительно второго погодим с оценкой.

    Высоких оценок без оговорок заслужили два проекта - "Голос" на Первом и "Мост над бездной" ("Культура").

    Паола Волкова в сотрудничестве с режиссером Андреем Зайцевым продолжают строить "Мост над бездной". Первые "пролеты" появились еще в прошлом сезоне. В этом она поведала о ключевых полотнах классики в истории мировой живописи. И те, кто знаком с ними, и те, кто - не очень, посмотрев очередной цикл, если не со всем согласятся, то, наверняка, все-таки, будут заинтригованы внутренними связями между очень разными, но равновеликими мастерами изобразительной культуры.

    Уж вроде как далеки друг от друга Джотто ди Бондоне с "Поцелуем Иуды" и Казимир Малевич с "Черным квадратом"... Действительно, художники разъединены горами времени, долинами безвременья, но, как убеждает автор, есть меж ними глубинная внутренняя связь. Оба мастера жестко обусловлены мироощущением человека, меняющимся в меняющемся мире.

    Будущее в конце ХIХ в начале ХХ века кажется совсем близким. Мир - более компактным. Для постижения его нужен новый язык искусства. И Малевич потому - ключевая фигура в живописи ХХ века, что он, по мнению автора цикла, изобрел новый алфавит искусства. Импрессионизм, футуризм, супрематизм, кубизм нужны были, чтобы объяснить человеку, как изменилось его зрение, как видоизменилось его положение в мире, какие сияющие утопии перед ним открываются и какие зияющие пропасти на пути к ним его подстерегают.

    Разбор Волковой "Герники" и "Черного квадрата" - отдельное интеллектуальное удовольствие. Осталось сказать о том, что отличает эту работу от рядовых проектов культпросвета. В ней мы имеем возможность не просто переходить от одного живописного шедевра к другому, коллекционировать в себе эмоции, но и следовать за мыслью нашего спутника. И авторская мысль - важная героиня этого видеоповествования.

    Мысль в обиходе и всуе принято слегка третировать. Взять классическое: умом Россию не понять... Еще более классическое: "Горе от ума". Ум нередко оказывается виноватым перед сердцем и перед совестью, поскольку способен не только прояснить суть дела, но и затемнить ее. Но с другой стороны, казнить-то его себе дороже. Все приходится понимать умом - и супрематизм с кубизмом, и Россию в том числе. О России зашла речь в полуночном диалоге Владимира Познера с Сергеем Юрским.

    То, что Сергей Юрьевич умеет играть, - это не сию минуту стало известно. Он большой артист. Не все артисты (как, впрочем, и не все режиссеры, писатели) умеют думать. Хотя, поправлюсь, не об умении речь. Речь о бесстрашии и честности в своих мыслях. Юрский был бесстрашен и честен, когда Познер заговорил о Сталине.

    Многие догадались, что корень зла не в Сталине, а глубже. Не многие отваживаются признать, что сталинизм сидит в наших генах и что Сталин был маской народа, квинтэссенцией вожделений толпы.

    Это и есть пропасть между самоощущениями коллективизированной массы и отдельного, "сокровенного человека". Юрский и Познер рискнули подойти к краю и заглянуть в нее. Заглянув, разошлись. Познер - готовиться к интервью с кем-нибудь из более или менее знатных и не обиженных интеллектом ньюсмейкеров. Юрский - сочинять спектакль о Шагале, художнике, имевшем опыт парения над бездной.

    Опыт-то есть, и не малый. К слову, телеканал "Россия" ночью, по тихому, отметил полувековую годовщину публикации "Одного дня Ивана Денисовича". Повесть тогда нечаянно прорвалась к читателю. Чуть было не удостоилась Ленинской премии. А дальнейшие бодания Солженицына с дубом Советской власти хорошо известны. Главная ее претензия к писателю состояла в том, что он не просто думал, но додумывал до дна... бездны. Так она не договаривалась со своими инженерами человеческих душ. А "инженер" Солженицын, рассказав об извращении ленинских норм на примере одного зека, додумался показать извращенность самих ленинских норм на примере обитателей "Архипелага ГУЛАГа". Как показывает ход жизни, додуматься не так чтобы и сложно, но... боязно.

    ...Тема коррупции в отдельно взятом министерстве уже которую неделю не покидает телеэкрана, но всякое ее новое обсуждение в рамках очередного ток-шоу оставляет впечатление недодуманности и недосказанности. Все, все валят на девушек. Что Соловьев, что Мамонтов, что Вассерман с Холмогоровым, все вальсируют вокруг да около, все валят на чиновных дам. Решительная "Метла" пообещала дойти до конца и остановилась на самом интересном месте. Аркадий Мамонтов не побоялся прийти в логово "классового врага" - на телеканал "Дождь", чтобы в открытой честной дискуссии в прямом эфире рассказать о своей борьбе с коррупцией, но и здесь он не отважился поделиться соображениями о том, куда ведут ниточки хищений в особо крупных масштабах.

    Спасибо юбиляру Эльдару Рязанову, чей фильм "Берегись автомобиля" (1967-й, тоже, юбиляр) был показан в воскресенье. Он оказался, что называется, "в тему". И 45 лет назад стояла проблема коррупции. Только тогда ее символом была машина "Волга". Сейчас - многомиллионная недвижимость. Впору снимать фильм "Берегись... всего движимого и недвижимого".

    Деточкин претворил в жизнь свою антикоррупционную схему борьбы с мздоимством. Он был и виноват и не виноват. Вор крикнул: "Свободу Юрию Деточкину!". Его посадили. Потом выпустили. Если он доживет до межпланетных трафиков, то на новом витке борьбы с запредельной коррупцией придется ему угонять уже межгалактические корабли, чтобы помочь бездомным детям.

    Поделиться