В течение этого времени в Каире представителям обеих сторон на непрямых переговорах при посредничестве Египта предстоит одобрить текст соглашения о перемирии. Предполагается, что оно будет реализовано в два этапа: сначала будет объявлено о прекращении огня, а затем начнется обсуждение открытия переходов в сектор Газа и вопрос о снятии блокады.
Тем временем в Каир стягиваются дипломатические силы, чтобы предотвратить дальнейшее развитие конфликта. Вчера в египетскую столицу прибыла госсекретарь США Хиллари Клинтон. В тот же день в Каире состоялась встреча генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и генерального секретаря Лиги арабских государств Набиля аль-Араби. По ее итогам дипломаты призвали принять меры для завершения конфликта, ставящего под удар весь регион. "Необходимо, в принципе, пересмотреть весь механизм переговоров между палестинской и израильской сторонами", - добавил Набиль аль-Араби. С важным заявлением выступил президент Египта Мухаммед Мурси. Он сообщил, что "агрессия против Газы" должна закончиться уже во вторник "без уступок и капитуляций".
Тем не менее, Бригады палестинского сопротивления в секторе Газа, по информации телеканала "Аль-Маядин", отвергли предложение Израиля о прекращении огня на 90 дней. Они недовольны тем, что Израиль не собирается полностью снимать блокаду с палестинского анклава и прекращать преследование лидеров ХАМАС и "Исламского джихада". Поэтому вчера ракеты продолжали падать. В частности, несколько взрывов раздалось в Иерусалиме. Сообщений о пострадавших не поступало.
Георгий Мирский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН:
- Интуиция подсказывает мне, что наземного вторжения не будет. Во всяком случае, сейчас. Наземное вторжение никому не нужно. Это стало бы повторением того, что произошло четыре года назад - операции "Литой свинец". Тогда было в точности то же самое. Палестинцы обстреливали ракетами южную часть Израиля. Израиль ответил воздушной атакой, как и сейчас. А потом, поскольку ХАМАС продолжала посылать ракеты, Израиль двинул танки - и что же? Воевали неделю, погибли 1400 мирных палестинцев, Израиль потерял 13 человек. И под давлением ООН пришлось прекратить операцию. ХАМАС уцелел и за эти годы стал еще сильнее, получил новые иранские ракеты. А израильтян во всем мире осудили за гибель мирного населения. ХАМАС уничтожить невозможно - Нетаньяху это прекрасно понимает. ХАМАС, как политическая организация, за которую на выборах в Палестине голосовало больше людей, чем за любую другую, все равно сохранится. Значит, эта операция контрпродуктивна, она оттолкнет от Израиля его союзников. Если будет вторжение танков и пехоты, придется вводить войска в город Газа. Сколько людей погибнет? Что станет с израильским престижем, имиджем? Поэтому если сейчас будет достигнуто соглашение о том, что палестинцы перестают посылать ракеты, особенно ракеты дальнего радиуса действия "Фаджр", прекратят массированные обстрелы, тогда Нетаньяху сможет сказать своему населению, что операция закончилась победой: град ракет, который несколько дней назад прекратился, большая часть опасных ракет уничтожена. И народ его поймет, потому что альтернативой было бы вторжение и гибель солдат. Палестинцы первые устроили провокацию. Начиная с прошлой субботы они сбросили на Израиль 120 ракет в течение трех дней. Для организации ХАМАС, которая позиционирует себя как боевая, надо показать себя воюющей, особенно когда Израиль отстроил стену, через которую ни один боевик не пройдет. Так ХАМАС показывает отличие от ФАТХ, которая может только посылать бумаги в ООН с заявками, чтобы Палестину приняли в качестве наблюдателя. Еще одна цель, которую преследовала палестинская провокация - выяснить, как будет вести себя Египет: отменит ли кемпдевидские соглашения, разорвет ли отношения с Израилем. А цель провокации Нетаньяху (когда он ударил не по военным объектам, а прямо по Ахмеду Джабали, самому популярному военному руководителю ХАМАС) - вызвать максимально жесткий ответ палестинцев. Это дало Нетаньяху предлог начать настоящую воздушную войну.
Начало наземной войны чревато для Израиля большими потерями. Ухудшатся отношения с Америкой и Западной Европой. Египет во главе с "Братьями-мусульманами" перейдет в стан врагов. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы огонь был прекращен. Но процесс затягивается, поскольку ХАМАС хочет что-то себе на этом выторговать - ослабление блокады со стороны Израиля, ликвидацию морской блокады. Если бы этого удалось добиться, то и хамасовские лидеры и Нетаньяху могли бы сказать своим народам: "мы выиграли этот раунд борьбы". Не важно, будет ли договоренность достигнута в 24 часа или 48. Опасно то, что палестинцы могут выдвинуть условия, на которые Израиль не сможет пойти, не потеряв лица. В этом случае ХАМАС продолжит посылать ракеты дальнего действия, и Нетаньяху, хотя это и не выгодно, придется проводить сухопутную операцию.
Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги:
- Конфликт вокруг сектора Газа будет затихать. Я не вижу победителя в сложившейся ситуации. Сейчас в Египте между ХАМАС и Израилем идет торг по поводу того, как будут вестись дальнейшие переговоры, какие условия перемирия будут выдвинуты. Думаю, все лихорадочно хотят выйти из этой ситуации. Я не говорю про Египет, которому противостояние в Газе совсем не нужно. Даже организация "Исламский джихад" заявила, что хотела бы мира. Весь вопрос в условиях такого перемирия, чтобы все себя достойно почувствовали. Но поскольку ближневосточный конфликт продолжается уже 60 лет и никогда нормальных окончательных условий мира между евреями и палестинцами ни по какому поводу не было выработано, то всегда остается угроза обострения ситуации. В нынешних условиях многое завязано на ту ситуацию, которую называют "Арабской весной", и на ее последствия. Если наземная операция Израиля состоится, то она станет ошибкой. На нее последует реакция не только ХАМАС, но также экстремистов по всему региону, где люди радикальных взглядов приходят к власти. Израиль может ввести войска в Газу, но времена сегодня уже не те, что прежде. Одно дело проводить такую сухопутную операцию до "Арабской весны", и другое дело - сейчас.
К обстрелу израильских городов ХАМАС подтолкнули. Это была внешняя провокация. Называют разные силы - Иран, Катар, кого-то еще. Но информация, которую мы получаем, недоказуема, и против каждого аргумента есть свой контраргумент.
Евгений Сатановский, президент Института Ближнего Востока:
- Логика военных действий заставляет предположить проведение Израилем военной операции на земле против движения ХАМАС, поскольку с воздуха схроны ракет полностью невозможно ликвидировать. Израиль, безусловно, может пойти на захват сектора Газа. Захочет ли - будет решать израильское руководство. Другое дело, что, с моей точки зрения, занимая Газу, ее больше оставлять не следует. Руководство ХАМАС не контролирует значительную часть боевиков, которые действуют на территории сектора, и контролировать их не сможет. Там царит анархистская вольница. В этой ситуации бессмысленно говорить с руководством группировки, которая захватила власть в результате гражданской войны, вырезав несколько тысяч представителей ФАТХ, и не признает существование Израиля как такового. Раз она не признает Израиль, чего ради Израиль должен признавать ту группу лиц? Израиль ведет определенные переговоры с представителями ХАМАС через египтян, переговоры эти не прямые. Но думаю, это ошибка. Недавно на Шри-Ланке, когда руководству этой страны надоело вести переговоры с боевиками из организации "Тигры освобождения", этот вопрос был решен армией. И этот давний внутренний конфликт был исчерпан.