...Уроки закончились, занятий в секциях в этот день не было, но пятеро учеников не покинули территорию закрытой школы и продолжали заниматься на спортивной площадке.
Женщину, лежащую на заднем дворе в крови, первой увидела Алена Анашкина и позвонила по мобильному в "Скорую". Ее попросили больше не звонить.
Номер неотложки стали набирать другие ребята. Они понимали, что в этой ситуации дорога каждая минута, и повторяли звонки. Но и их вызовы диспетчер не приняла. Объяснила просто - детям не верим.
Наконец кто-то догадался постучаться к сторожу и позвонить со стационарного телефона. Но им отказали в очередной раз.
Тем временем другая группа, оставшаяся на улице, заметила полицейского. Сотрудник отдела вневедомственной охраны Гусевской полиции Денис Добровольский, кстати, выпускник школы N 7, возвращался домой после дежурства. Оказавшись на месте преступления, он вызвал неотложку и даже с помощью одного из школьников на скутере смог задержать убийцу. Тот наблюдал за происходящим издалека, а когда увидел человека в форме, бросился бежать.
Задержанным оказался нелегальный мигрант. Как выяснилось, с потерпевшей, жительницей Гусь-Хрустального, они были давно знакомы и два года назад работали в одном кафе.
"Скорая" все же приехала, но было уже поздно. Эпизод вопиющего равнодушия медиков "всплыл" в ходе расследования уголовного дела в отношении 27-летнего гражданина Республики Узбекистан, который обвиняется в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть 48-летней женщины. Рассказывая о задержании убийцы, школьники сообщили следователям и о равнодушии врачей.
Материал по факту неоказания помощи сотрудниками "Скорой медицинской помощи" Гусь-Хрустального был выделен в отдельное производство. По результатам проведенной доследственной проверки 19 ноября возбуждено уголовное дело по ст. 125 УК РФ (оставление в опасности).
В "Скорой помощи" свое бездействие объяснили борьбой с ложными звонками и распоряжением начальства принимать вызов только от взрослого человека.
- Никаких инструкций, запрещающих принимать вызовы от детей, не существует, - парирует начальник следственного отдела по Гусь-Хрустальному Иван Божко. - Есть правила, разъясняющие населению (не сотрудникам!), что при наличии рядом взрослого целесообразнее предоставить трубку ему. Чтобы он более подробно описал состояние человека, нуждающегося в помощи.
Оценки со стороны областного департамента здравоохранения такие действия подведомственного учреждения пока не получили.
- Дети смеялись, когда говорили, - оправдывает подчиненных заместитель директора департамента здравоохранения области Николай Анатольевич Курючкин. - Им сказали, что либо пусть позвонит взрослый, либо звоните в милицию. Все произошло на территории школы. "Скорая" приехала через 25-27 минут. Первый раз, когда она приехала, никого не нашла - ее никто не встречал.
У Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Владимира Орлова другие данные.
- От детей было непосредственно четыре звонка: в 18.17, в 18.18, 18.18 и в 18.35, - рассказывает Владимир Николаевич. - В 18.48 последовал звонок от сотрудника вневедомственной охраны. В "Скорой помощи" утверждают, что они якобы выехали на место в 18.55 и никого не нашли, в 19.10 выехали повторно - нашли.
Дело передано в следственный отдел по городу Гусь-Хрустальному для дальнейшего расследования. В ходе экспертиз следователям предстоит выяснить, есть ли причинная связь между смертью женщины и бездействием "Скорой помощи".
Однако вне зависимости от их результатов моральная оценка произошедшего очевидна. Своим поступком ее дали девятиклассница Алена Анашкина, семиклассник Артем Перцев и восьмиклассники Дима Рябов, Саша Семин и Саша Панин.