Одни используют форум "Глобальный диалог АСЕАН" для улучшения межгосударственных контактов, другие прилетели в Пномпень для продолжения взаимовыгодного диалога со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а третьи, видимо по инерции, продолжили читать хозяевам нравоучительные лекции.
К визиту в Камбоджу президента США Барака Обамы местное население готовилось подчеркнуто торжественно. Однако Обама явно не собирался "кормить" камбоджийцев пустыми обещаниями. Вместо заявлений о новых многомиллионных вливаний американский президент предпочел поучить Камбоджу демократии. Обама призвал премьер-министра страны Хун Сена провести честные выборы и освободить политических заключенных. Хрустальные замки камбоджийцев тут же рухнули. А представитель американской делегации констатировал: переговоры между лидерами двух стран были напряженными. Что бы после этого не говорили американцы на самом асеановском саммите (кстати, Обама так и не почтил форум своим присутствием), на их речи реакция была как минимум сдержанной.
В свою очередь, глава российского МИДа Сергей Лавров, выступая на форуме, заявил: "Мы - сторонники углубления региональной экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанского региона как основного средства продвижения к созданию системы свободной и открытой торговли. Намерены продолжать энергично участвовать в интеграционных процессах... Это - наш принципиальный выбор, и мы намерены реализовывать его".
Впрочем, "на полях" саммита АСЕАН в Пномпене происходили не менее важные события, чем в зале, где проходил форум. К примеру, Сергей Лавров провел переговоры с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Это была их первая встреча после того, как Барак Обама был переизбран президентом США. Не исключено, что одновременно с этим и предпоследняя. Известно, что в декабре они еще раз "пересекутся" в Дублине, а затем Клинтон покинет пост госсекретаря. Во всяком случае, она уже неоднократно говорила, что начинает "паковать чемоданы".
Тем не менее, пока Хиллари Клинтон все еще госсекретарь США. А российско-американские отношения продолжают влиять на глобальный внешнеполитический климат. "Состоялась очень хорошая встреча с госсекретарем, - сообщил Лавров российским журналистам после завершения переговоров. - Она подтвердила приверженность президента Обамы идти по пути развития российско-американских отношений. Прежде всего, в торгово-экономических и инвестиционных областях. Это полностью совпадает с нашим желанием… Мы обсудили несколько конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются наши компании на американском рынке. Она обещала послать необходимый сигнал для того, чтобы разобраться с этими вещами. И в целом настроена очень позитивно".
Кроме того, на встрече с Клинтон Лавров подтвердил приглашение президенту Обаме посетить Россию. "В будущем году у наших лидеров будет немало возможностей встречаться на полях международных мероприятий. Это и саммит "восьмерки" в Великобритании, и саммит "двадцатки" в Санкт-Петербурге. Но Хиллари Клинтон подтвердила, что президент Обама помнит о специальном приглашении посетить Россию с официальным визитом. Я рассчитываю, что такой визит состоится в следующем году и что в ближайшее время мы сможем согласовать его сроки".
При этом разногласия в российско-американских отношения, безусловно, сохраняются. К примеру, речь идет о ПРО. "Мы подтвердили нашу готовность продолжать искать договоренности, которые в полной мере обеспечивали бы интересы национальной безопасности Российской Федерации. Хиллари Клинтон сказала, что президент Обама настроен на то, чтобы продолжать стараться искать компромиссные договоренности", - добавил Лавров.
"Не вырисовывается общее мнение", по словам российского министра, и касательно сирийской проблемы. Оппозиция, которая на днях в Дохе договорилась о создании коалиции, заявила, что отказывается от диалога с властями. "В этих условиях я поинтересовался, как видится американцам движение вперед. Но пока я не услышал окончательного ответа. Хиллари Клинтон только подтвердила, что женевские договоренности остаются в поле зрения правительства США. Что они хотят женевские договоренности выполнять, но с какими-то дополнительными ультиматумами, крайними сроками. Мы уверены, что это не сработает", - прояснил ситуацию Лавров.
Еще одна горячая точка - сектор Газа. По этому вопросу, Москва и Вашингтон похоже придерживаются почти идентичных позиций. Впрочем, есть и разногласия. "Мы согласились, что нужно всячески поддерживать те усилия, которые сейчас предпринимает Египет и ряд других стран с тем, чтобы добиться перемирия. Россия также работает и с представителями Израиля, и с представителями ХАМАС", - поделился деталями переговоров с Клинтон Лавров. И все же госсекретарь явно не поддержала инициативу Москвы как можно быстрее созвать ближневосточный "квартет" на уровне глав МИД. "Мы такую возможность обозначили. Я думаю, что как только кризис в Газе будет урегулирован, а это сейчас самое сложное, мы вернемся к этой теме", - добавил Лавров.
На вопрос корреспондента "Российской газеты", обсуждался ли "список Магнитского", глава российского МИДа ответил: "Список Магнитского" давно уже присутствует в нашей повестке дня. Мы исходим из того, что дело в Вашингтоне практически уже решенное. Хиллари Клинтон знает, что мы адекватно ответим".
Еще одна "горячая точка" - сектор Газа. По этому вопросу Москва и Вашингтон, похоже, придерживаются почти идентичных позиций. Впрочем, есть и разногласия. "Мы согласились, что нужно всячески поддерживать те усилия, которые сейчас предпринимает Египет и ряд других стран с тем, чтобы добиться перемирия. Россия также работает и с представителями Израиля, и с представителями ХАМАС", - поделился деталями переговоров с Клинтон Лавров. И все же госсекретарь явно не поддержала инициативу Москвы как можно быстрее созвать ближневосточный "квартет" на уровне глав МИД. "Мы такую возможность обозначили. Я думаю, что как только кризис в Газе будет урегулирован, а это сейчас самое сложное, мы вернемся к этой теме", - добавил Лавров.
На вопрос корреспондента "Российской газеты", обсуждался ли "список Магнитского", глава российского МИДа ответил: "Список Магнитского" давно уже присутствует в нашей повестке дня. Мы исходим из того, что дело в Вашингтоне практически уже решенное. Хиллари Клинтон знает, что мы адекватно ответим".