Время компании на сдачу налоговой отчетности сократят на 140 часов

Дорожную карту по совершенствованию налогового администрирования, которая уже направлена на согласование в федеральные органы власти, журналистам представил руководитель рабочей группы Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), глава фирмы "1С" Борис Нуралиев.

В дорожной карте - шесть четких целей. Одна из них связана с сокращением среднего времени средней компании на подготовку и сдачу налоговой отчетности. Если еще недавно этот самый понятный международный показатель, по которому, кстати, начисляет баллы Всемирный банк в рейтинге "Ведение бизнеса", в России составлял 290 часов и сейчас снижен до 177 часов, то к 2015 году должен уменьшиться до 140-160 часов, а к 2018 году - до 120-150 часов.

Всего в карту включено около 80 болевых проблем налогового администрирования и мероприятий по их решению. Часть из них, по оценкам самих же экспертов, готовивших документ, достаточно радикальна, но тем не менее реализуема. Причем в короткие и реалистичные сроки, учитывая доброжелательное отношение Федеральной налоговой службы. Ее представители также в составе рабочей группы трудились над масштабным документом.

Реализация первых предложений начнется с января 2013 года, завершится в 2014 году. По каждому есть план - график и конкретная дата исполнения. Карта составлена с оглядкой на лучшие мировые практики в подходах к вопросам налогового администрирования (Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Казахстан, Австрия) и с учетом наиболее применимых к российским условиям позиций.

"Отчетность, к примеру, в Великобритании не проще, но проще организовано взаимодействие с налоговыми органами", - пояснил Борис Нуралиев. Вдобавок налогоплательщики не тратят так много времени, как в России, на оформление "первички", что тоже учтено в дорожной карте.

"Наша задача - повысить эффективность работы российских предприятий, государственного аппарата и экономики, а в целом инвестиционную привлекательность России. Сберечь время и деньги предпринимателей на подготовку и сдачу налоговой отчетности, уплату налогов", - подчеркнул директор по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив Александр Пироженко.

А заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров отметил "очень профессиональную работу по определению издержек административной нагрузки на бизнес". И добавил: "чем легче и удобнее административные процедуры, тем больше сбор налогов за счет расширения налоговой базы", что устраивает Федеральную налоговую службу.

Даниил Егоров также подчеркнул, что, несмотря на то что многие пункты, прописанные в дорожной карте, его ведомство уже реализует, работать, "имея такой документ под рукой", будет, несомненно, удобней.

комментарий

Александр Пироженко, директор по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив (АСИ):

- Налоговая инициатива АСИ стала одной из наиболее ожидаемых бизнесом, к работе над проектом были привлечены предприниматели из разных сфер экономики, эксперты из бухгалтерского сообщества, налоговые консультанты, представители ФНС и других ведомств. Активное участие в работе группы принимала Федеральная налоговая служба, от конструктивной позиции которой во многом зависел успех инициативы и те сжатые сроки, за которые удалось подготовить дорожную карту.

Одной из задач рабочей группы стала подготовка предложений по существенному снижению временных затрат на подготовку всех документов. Так, планируется, что к 2018 году бухгалтер будет тратить 120-150 часов в год на работу с отчетностью.

Всего дорожная карта предусматривает более 80 мероприятий - мы запланировали как принятие новых законодательных актов, так и внесение изменений в существующие. Все предложения были разделены на пять разделов, отражающих пять блоков проблем с налоговым администрированием в стране, - снижение временных затрат на подготовку и сдачу налоговой отчетности, оптимизация процесса взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, законодательная отмена параллельного налогового учета, упрощение налогового администрирования специальных налоговых режимов и внедрение электронного документооборота, включая оптимизацию документооборота между предприятиями и совершенствование процесса предоставления документов по вычету НДС.

По первому направлению, предполагающему существенное снижение временных затрат на ведение отчетности, мы предполагаем ввести обязательство государственных органов публиковать планируемые изменения правил ведения бухгалтерского учета за 6 месяцев до вступления их в силу. Это нужно для того, чтобы бизнес всегда имел возможность перестроить работу бухгалтерии по новым требованиям. Сейчас зачастую информация об изменениях законодательства появляется накануне вступления в силу, не позволяя подготовиться.

К сентябрю 2013 года планируется увеличить срок предоставления всех видов налоговой отчетности - на 5 дней в общей практике и на 20 дней - для тех, кто подает отчетность в электронном виде. Помимо этого планируется снизить со 100 до 50 работников порог перехода на обязательную сдачу отчетности в электронном виде. Все это стимулирует налогоплательщиков пользоваться менее трудоемким форматом электронной отчетности.

В дорожной карте запланировано много решений, предусматривающих переход на электронные формы взаимодействия. Это естественный и актуальный тренд, которому следуют все развитые экономики. Простые технологические решения позволят увеличить конкурентоспособность российского бизнеса. В развитие этого направления в карте была учтена идея разрешить налогоплательщикам с апреля следующего года хранить архивы первичных и отчетных документов в электронном виде, включая перевод в электронный вид старых бумажных отчетов и "первички". Каждый лишний лист бумаги - это потерянная прибыль и миллиардные убытки для экономики. Уже весной следующего года планируется практику электронных архивов узаконить.

Одно из ключевых и обсуждаемых решений карты - это усовершенствование механизма ограничения деятельности налогоплательщиков, таких как блокировка счета, арест имущества, списание денежных средств. Не секрет, что подобные полномочия налоговых органов очень часто используются произвольно, подчас парализуя бизнес-процесс из-за незначительных ошибок в отчетах. Для устранения такого риска планируется реализация возможности ведения расчетов при наличии налогового спора.

Серьезной победой проекта станет закрепление бухгалтерского учета основным и единственным обязательным инструментом для расчета налога на прибыль. Такая практика реализована в большинстве развитых стран, и нет препятствий для ее введения с января следующего года в России.

Дорожная карта содержит большое количество действительно актуальных и прорывных предложений, но очень многое будет зависеть от дальнейшего мониторинга за выполнением решений. И здесь ключевой будет позиция ФНС и других федеральных ведомств. Это и в интересах самих госорганов - особенно учитывая тот факт, что с нового года вступит в силу новая система оценки эффективности федеральных и региональных органов по созданию благоприятного инвестиционного климата.