Авиация сегодня - это 32 миллиона рабочих мест. Ее вклад в деятельность мирового сообщества составляет 3,5 триллиона долларов. К 2050 году авиация достигнет показателей в 16 миллиардов обслуживаемых пассажиров и 400 миллионов тонн перевозимых грузов. Так оценивает перспективы генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Джованни Бизиньяни.
Модель кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли в условиях рыночной экономики - это прежде всего конкуренция на рынке образования среди производителей кадрового ресурса. Сегодня среди работодателей существует явная неудовлетворенность выпускаемым кадровым ресурсом из государственных учебных заведений. Устранение государственной монополии и расширение рынка учебных заведений позволит насытить рынок авиапредприятий достаточным количеством и качеством авиационных кадров, что даст рост уровня безопасности на транспорте и сократит неудержимый рост зарплат дорогих дефицитных специалистов. В свою очередь это сделает перевозки менее затратными и более доступными для населения страны. В среднем около 40% в себестоимости авиаперелета российских авиакомпаний приходится на фонд оплаты труда специалистов. Сегодня командир воздушного судна популярного в России Airbus или Boeing получает в среднем около 350 тыс. рублей в месяц, в 2007 году - в среднем 180 тыс. рублей, авиатехник по эксплуатации летательных аппаратов и двигателей в среднем зарабатывает около 65 тыс. рублей, в 2007 году - 20 тыс. рублей. Такой небывалый рост зарплат, в том числе и по причине дефицита, сулит и снижение общей производительности труда по отрасли.
Сегодня авиапредприятия России более 120 миллионов рублей ежегодно тратят на обучение своих специалистов за рубежом. Но, несмотря на высокую емкость рынка авиационного образования, стоимость подготовки летного состава в России остается самой большой в мире. Действующая модель кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли России явно не удовлетворяет рынок авиаперевозок и не только тормозит его экономическое развитие, но и подрывает авторитет и популярность авиации среди населения по сравнению с железной дорогой.
Рынок подготовки дефицитных авиационных специалистов сегодня состоит из государственных учебных заведений. Государством созданы два вертикально интегрированных комплекса "Летный" и "Инженерно-технический". Это три вуза и 13 ссузов. Всего в 2011 году обучались 20 700 человек, 63% из которых не будут работать по специальности.
Согласно прогнозу экспертов компании Boeing, к 2031 году авиакомпаниям мира потребуется дополнительно 460 тыс. пилотов и 601 тыс. авиатехников. Наибольшим спросом они будут пользоваться в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Местным авиакомпаниям потребуется 185,6 тыс. пилотов и 243,5 тыс. авиатехников. В России и СНГ нужда в работниках авиатранспорта будет меньше - всего 11,9 тыс. пилотов и 18,1 тыс. авиатехников.
В целях улучшения ситуации на рынке труда авиационные власти России предпринимают следующие меры: принимают изменения в Воздушный кодекс РФ в части подготовки авиационного персонала, пытаясь либерализировать рынок авиационного образования; увеличивают в разы объемы финансирования государственных учебных заведений; закупают дорогостоящую в эксплуатации авиационную технику для государственных учебных заведений (стоимость эксплуатации выше, чем в Европе и США, на 40%); изменяют законодательство с целью привлечения иностранных пилотов на российский рынок. В то же время авиационные власти игнорируют необходимость создания комплексной программы кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли, утвержденной практически во всех странах СНГ и странах - членах ИКАО, также запуска программ привлечения внимания молодежи к авиационным профессиям и карьере в авиации. Необходимо сформировать перечень компетенций для авиационного персонала с учетом современных требований работодателей, создать центр мониторинга и прогноза развития рынка труда гражданской авиации и смежных отраслей.
Чтобы нормализовать ситуацию на рынке труда, общественный проект "Молодая авиация" предложил минтрансу создать Центр содействия кадровому обеспечению гражданской авиации России, который представляет собой площадку для решения стратегических и тактических кадровых задач авиатранспортного сектора страны и может существовать или в качестве государственной структуры, или в качестве некоммерческого партнерства, объединяющего работодателей отрасли. Такая площадка могла бы формировать консолидированные требования к специалистам со стороны работодателей и стать оптимальным инструментом в переходный период от государственной системы подготовки специалистов к рыночной.