При этом использование СУГ в качестве автомобильного топлива, как отметили в ходе конференции, в России не вырастает. По мнению руководителя отдела нефтепродуктовых рынков РФ и СНГ исследовательской группы "Петромаркет" Александры Зубачевой, для изменения ситуации необходимы целенаправленные действия со стороны государства. Такого же мнения придерживается и старший менеджер одного из крупных нефтегазовых концернов Ахмед Гурбанов. По его словам, правительство активно участвует в формировании рынка бензинов и может выполнять такую же роль на рынке газа.
"РГ" попыталась выяснить, что тормозит динамику перевода автотранспорта на газомоторное топливо в ЦФО и какие планы на этот счет строят в регионах.
Концерн по заявкам
Так, в Воронежской области специалисты начали подготовку проекта перевода автотранспорта региона на компримированный газ. В настоящее время специалисты просчитывают экономические параметры этого процесса, а также количество автомобилей на балансе области, муниципалитетов и различных ведомств.
Перспективы перевода автотранспорта на газ уже обсудили губернатор Алексей Гордеев и гендиректор региональной газовой компании Николай Карасиков. По его словам, вопросы подготовки потребителей для использования природного газа в качестве моторного топлива будут включены в корпоративные планы вместе с графиками синхронизации строительства газопроводов, а с 2013 года программа по переводу автотранспорта на компримированный газ начнет работать.
- Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет в среднем в пять раз снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, а моторесурс двигателя увеличивается на 30 процентов, - пояснил руководитель компании. - В то же время стоимость одного литра компримированного газа будет примерно в два раза дешевле, чем бензина марки АИ-92.
Николай Карасиков также сообщил, что подготовку проектов развития сети автомобильных наполнительных компрессорных станций (АГНКС) в регионах в настоящее время газовый холдинг рассматривает как стратегическое направление. Составляется перечень необходимых земельных участков под строительство пунктов переоборудования автомобильного транспорта и сервисного обслуживания, которое будут проводить на наполнительных станциях.
Как сообщили в пресс-службе правительства Воронежской области, Алексей Гордеев поддержал решение о реализации программы по переводу автотранспорта России на газ и дал соответствующие поручения руководителям профильных департаментов по оказанию содействия в этой сфере. Глава региона также поставил задачу провести полную оценку ситуации и подготовить технико-экономическое обоснование строительства станций переоборудования автомобилей.
Несколько раньше решение о разработке среднесрочной региональной программы перевода на газомоторное топливо всех видов транспорта (в том числе и сельскохозяйственного) было принято в Тамбовской области. Этот регион должен стать пилотным в реализации соответствующего проекта крупнейшей газовой компании. Как отметил председатель ее совета директоров Виктор Зубков, помимо экономического эффекта следует ожидать ощутимого экологического.
Кроме того, на территории области планируют открыть завод по производству сжиженного газа. Для строительства объекта будут использованы как собственные средства газового концерна, так и кредит Внешэкономбанка на 14 миллиардов рублей. При этом средства выдадут под залог контрольного пакета акций будущего предприятия.
25 лет спустя
В отличие от соседей в Липецкой области пока не спешат в массовом порядке переоборудовать муниципальный автотранспорт под газообразное моторное топливо.
Как сообщил "РГ" замглавы администрации города Липецка - председатель департамента транспорта, дорог и благоустройства Николай Новиков, причин этому несколько. Так, наиболее приспособлены к переводу на газ автомобили с бензиновыми двигателями (среди автобусов - ПАЗ). Однако весь автобусный парк МУП "Липецкпассажиртранс" представлен автобусами ЛиАЗ с дизельным мотором.
- Перевести их на газовое топливо практически невозможно, - сообщил чиновник. - Необходимы существенные доработки двигателя, топливной аппаратуры, доработка кузова автобуса.
К тому же придется реконструировать производственно-техническую базу, устанавливать датчики, системы сигнализации. Автобусы на газообразном моторном топливе требуют особого вида обслуживания, а, значит, в этом случае возникают дополнительные затраты на обучение персонала, ремонт и обслуживание газобаллонного и специального технологического оборудования.
В департаменте транспорта, дорог и благоустройства администрации Липецка также отметили, что цена автобуса отечественного производства, работающего на сжатом газе, ориентировочно на 20 процентов дороже, чем с дизельным двигателем - например, 5,3 и 4,2 миллиона рублей соответственно. Судя по некоторому опыту, окупаться такая машина будет до 25 лет. Также для эксплуатации парка газовых автобусов необходима развитая сеть газозаправочных станций. В Липецке же в настоящий момент существует только одна заправка АГНКС - в окраинном поселке Сырский Рудник. А это, помимо прочего, означает, что будет увеличиваться "холостой пробег".
- Считаем, что замена муниципального парка дизельных автобусов на газовые должна осуществляться поэтапно, в соответствии с выделяемыми финансовыми средствами для выполнения реконструкции муниципального транспортного предприятия и обновления подвижного состава, - констатировал Николай Новиков. - В настоящее время на газообразном топливе работают 62 единицы техники в муниципальных предприятиях и 41 коммерческий автобус.
Любопытно, что не считают для себя актуальной тему перевода автобусов на газомоторное топливо и предприниматели, занимающиеся коммерческими междугородными пассажирскими перевозками.
- Наш парк автобусов состоит из двухэтажных "мерседесов", работающих на дизеле, и переоборудовать их под газомоторное топливо просто невозможно, - сообщил "РГ" директор одного из таких предприятий.
Частное слово
Стоит отметить еще один фактор. Многие опрошенные специалисты признали, что в случае с бюджетным автомобилем экономичное топливо выгодно… далеко не всем. Бензин можно слить из служебной машины в собственное авто или продать, причем речь идет не только о водителях. А как можно "подработать" на пропан-бутане?
И пока самыми заинтересованными в переводе автотранспорта на газ остаются владельцы частных автомобилей.
- После того, как я перевел свои "жигули" четвертой модели на газ, экономлю на заправке в два раза, - рассказал водитель-частник Николай Черешнев. - Расход топлива практически одинаковый, а стоимость кубометра газа составляет 15,6 рубля против 27,7 за литр АИ-92. Переоборудование автомобиля три года назад мне обошлось в 6 тысяч рублей (сейчас организации, занимающиеся этим, просят 9-11 тысяч. - Прим. ред.). Но есть нюансы. Не все машины можно безболезненно переоборудовать под газомоторное топливо. Например, в "Оку" просто не помещается баллон. Некоторые автовладельцы опасаются отдавать часть своего багажника под специальные емкости из-за повышенной взрывоопасности. Да и не все типы двигателей смогут работать с газомоторным топливом.