Волонтерство становится обязательным атрибутом успешной компании

Новое поколение (рожденное с 1981 года) ждет от своего работодателя ответственного подхода к социальным проблемам общества. 83 процента из них признаются, что будут искать работодателя, чьи социальные принципы соответствуют их принципам. В мире этот показатель достигает 88 процентов. Таковы данные последнего исследования компании PwC.

"Сейчас мы наблюдаем расцвет так называемого поколения "Y", которым не столько важна статусная и высокооплачиваемая должность, сколько понимание того, что от них что-то зависит, - с уверенностью говорит первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалев. - Поэтому многим из них важно наличие в компании стратегии корпоративного волонтерства".

Самыми известными формами волонтерства являются донорство крови, помощь детским домам и домам инвалидов, но есть и более простые вещи, например, уборка леса или двора, посадка деревьев.

Добровольчество выгодно бизнесу по нескольким направлениям. В первую очередь, это повышение лояльности к бренду за счет формирования положительного образа. В особенности это актуально для крупных промышленных компаний, чье производство связано с экологическими рисками и может стать поводом к социальному напряжению. Также публичные добровольческие акции помогают наладить отношения с местными властями. Кроме того, корпоративное волонтерство повышает мотивацию сотрудников и справляется с психологическим напряжением внутри коллектива компании гораздо лучше, чем популярный нынче тим-билдинг.

"Корпоративное волонтерство возвращает нас к давним традициям добровольчества в России, - говорит начальник управления социального развития префектуры ЦАО Москвы Людмила Наркунене. - Волонтерство становится фактором преодоления экономических и социальных проблем. Добровольчество возвращает человека к его моральным истокам, открывает светлые стороны личности".

Социальная ответственность является непременным атрибутом выживания и устойчивого развития компании. Вопрос о необходимости корпоративной ответственности уже не стоит, сейчас главное для компаний - выбор стратегии и ключевых направлений.

Сейчас в компаниях существует проблема перехода от разных добрых дел к системе, когда выбирается одно основное направление. Кроме того, когда школьники выходят на субботник и убирают свой двор, то оценивается только их совесть, компании же, занимающиеся чем-то подобным, должны отчитываться перед руководством, как были потрачены средства. Нередко корпоративное волонтерство требует расширения штата компании или увеличения занятости некоторых сотрудников. Но, несмотря на неизбежные издержки подобного характера, волонтерство становится необходимым атрибутом успешной компании.

"Корпоративное волонтерство - это понятный и экономически просчитанный инструмент, который нужен бизнесу и обществу, - считает вице-президент Ассоциации менеджеров России Алексей Каспржак. - Еще один важный момент заключается в том, что корпоративное волонтерство - это технология, которая помогает HR-департаменту решить вопрос так называемого "внутреннего счастья". Речь идет о создании комфортного психологического климата в коллективе компании".

Во многих развитых странах в добровольчество вовлечена значительная часть населения. Например, в США - около 27%, в Великобритании - около 38%, в Австралии - 34%, в Канаде - до 45%. Кроме того, во многих странах созданы национальные и местные центры по поддержке и координации деятельности добровольцев. Так, например, в США, работают около 300 местных центров поддержки добровольчества.

В некоторых западных странах оценка активного участия в добровольческой деятельности служит основой "социальной характеристики" молодых людей. "Социальная характеристика" является документом, который носит характер дополнительной рекомендации при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. В США активным считается доброволец, работающий 150 часов в год, в Великобритании - 100 часов, в Германии, Франции и Австрии - около 50-60 часов в год.

Высокий процент вовлечения людей в волонтерство возможен только благодаря тому, что этот процесс охватывает разные социальные группы. "У нас добровольческая работа в основном сконцентрирована на учащейся молодежи, - говорит Вадим Ковалев. - Это связано с тем, что с такой группой людей работать проще. Казалось бы, на предприятиях тоже много активной молодежи, но чтобы вовлекать ее в подобную работу, необходимо проводить с молодежью специальные обучающие занятия, а этого не делается. Что-то подобное есть лишь на отдельных предприятиях. Системы в этом направлении нет".

Но Россия старается не отставать от мирового сообщества. Уже можно привести массу примеров эффективного взаимодействия общественных организаций и бизнеса: донорские движения, экологические акции и т.д. Эксперты советуют тем компаниям, которые только начинают развивать свою стратегию корпоративного волонтерства, не искать лучших практик, просто потому что их нет, т.к. все компании разные, с разными бюджетами и целями, а использовать такое понятие, как "вдохновляющий опыт".